с. Базоркино

1. БАЗОРКИН ИДРИС МУРТУЗОВИЧ

2. ТИМУРЗИЕВ БАШИР ГАЗМАГОМЕДОВИЧ

3. ЧАХКИЕВ КАПИТОН ОСМАНОВИЧ 

4. ЧАХКИЕВ ЮСУП ТЕГАЛОВИЧ


БАЗОРКИН ИДРИС МУРТУЗОВИЧ

(15.06.1910 – 31.05.1993)

Родился Идрис Муртузович Базоркин 15 июня 1910 года в своем родовом селении Базоркино Назрановского округа Ингушетии (ныне с. Чермен Пригородного района Северной Осетии). Основал это село родной брат деда писателя Мочко Байсагурович Базоркин и ингуши до сих пор называют это село по имени основателя – «Мочкхий-юрт».

Как говорится, с молоком матери впитывал будущий писатель основы западноевропейской, русской и ингушской культур.

Фамилия Базоркиных принадлежит к древнему роду Газдиевых из старинного ингушского аула Эги-кал, многие башни которого сохранились до сих пор в горной части современной Ингушетии. Дед писателя – Бунухо Байсагурович, был одним из первых ингушских генералов царского времени, храбростью и отвагой отличился во время русско-турецкой кампании 1877-1878 гг.

Отец писателя Муртуз Бунухоевич Базоркин, третий сын генерала, был офицером царской армии, и, не желая присягать новому режиму, эмигрировал в годы гражданской войны в Турцию, откуда перебрался в Тегеран, где и умер в 1924 году. Сын о смерти отца узнал лишь случайно, спустя почти полвека. Мать писателя, красавица Гретта, дочь швейцарца французского происхождения инженера Люи де Ратце, работавшего в то время во Владикавказе, эмигрировать не захотела и осталась с двумя сыновьями – Мурадом и Идрисом. Но вскоре, в 1923 году, она умерла. Будущий писатель рано и непосредственно на себе узнал тяготы и лишения.

Идрис учится в хьужаре – мусульманском начальном учебном заведении.

Затем следует младший подготовительный класс гимназии в г. Владикавказе, а в 1924 году – учеба на подготовительном отделении Ингушского педагогического техникума в том же Владикавказе. Двух своих преподавателей – её и одного из основателей ингушской письменной литературы Тембота Дордагановича Бекова, считал он «виновными» в своем приобщении к литературе.

Вместе с ним в то время учились и другие будущие видные ингушские писатели: Багаудин Зязиков (1908-1965), Хаджи-Бекир Муталиев (1910-1964), Хамзат Осмиев (1909-1981), известные государственные и общественные деятели ингушского народа Ахмед Газдиев (1911-1993) Султан Плиев (1910-1989), всемирно известный политолог Абдурахман Авторханов (1909-1997) и другие.

Написанный по заданию учительницы В. К. Абрамовой на тему «Шинели» Н. Гоголя рассказ Идриса Базоркина «Несчастье» 7 января 1928 года был напечатан в ингушской национальной газете «Сердало» («Свет»). Уже в 12-м номере газеты «Сердало» появляется критическая статья Орцхо Мальсагова с характерным названием «Молодые побеги», в которой творчество начинающего писателя подвергается строгому, но доброжелательному анализу.

В 1930 году Идрис Базоркин, после окончания Ингушского педагогического техникума во Владикавказе, поступает на только что открытое общественно-литературное отделение 2-го Северо-Кавказского педагогического института им. М. Гадиева (ныне – Северо-Осетинский государственный университет им. К. Хетагурова). Базоркин пишет стихи, рассказы, пьесы, статьи, участвует в художественной самодеятельности.

Молодой Ингушетии не хватало учебников, и еще будучи студентом Идрис Базоркин в соавторстве с Мухарбеком Шадиевым в ингушском книжном издательстве «Сердало» в г. Орджоникидзе в 1932 году выпускает учебник ингушского языка для первого класса сельских школ. Характерно, что и рисунки к учебнику сделал Идрис Базоркин. Через год вместе с А. Ахриевым и А. Озиевым пишет и выпускает букварь для сельских школ «Абат» («Букварь»).

В 1932-1934 годах, будучи студентом, а затем и выпускником педагогического института, Базоркин преподает на учительских курсах при Учпедкомбинате, работает заведующим учебной частью в с. Редант под г. Орджоникидзе, учительствует в горной Ингушетии.

В тот же период выходит в свет ставший впоследствии хрестоматийным рассказ писателя «Боньг» («Капкан»), в основу которого легли многие впечатления от учебы в мусульманской начальной школе самого автора.

Судьбоносным по большому счету для писателя явился 1934 год. В Ингушском национальном издательстве «Сердало» в г. Владикавказе выходит его первый сборник стихов и рассказов «Назманч» («Певец»), сразу вызвавший доброжелательный отклик у критиков и читателей. В сборник вошли 12 стихотворений и 2 рассказа начинающего писателя. В своем предисловии к сборнику известный ингушский исследователь и писатель Орцхо Мальсагов назвал молодого Базоркина «...одним из талантливых писателей Ингушетии».

В середине 1934 года Идриса Базоркина вместе с Орцхо и Дошлуко Мальсаговыми, Темботом Вековым, Ахмедом Озиевым, Хаджибекиром Муталиевым принимают в члены союза писателей СССР. По ингушской секции проходит в Союз писателей и чеченец Халид Ошаев.

В августе 1934 года И. Базоркин участвует в работе Первого съезда советских писателей в качестве делегата от Чечено-Ингушской писательской организации.

Увлечение театральным  искусством требовало от  начинающих литераторов  профессиональных  навыков, и Базоркин  в  составе  группы Чечено-Ингушской театральной студии в 1934-1935 гг. в Тбилисском государственном театре им. Ш. Руставели изучает специфику театрального искусства.

В 1935-1938 годах Идрис Муртузович работает завучем педагогического рабфака города Орджоникидзе (Владикавказа).

Профессиональный интерес молодого писателя к драматургии получил свое воплощение в пьесах, написанных им в 30-40-х годах. В 1937 году из-под пера Базоркина выходит первая в ингушской литературе многоактная пьеса «На заре». Драма показывала героическую борьбу ингушского народа за советскую власть в годы гражданской войны на Северном Кавказе в 1919 году, и в 1938 году была поставлена Северо-Осетинским государственным драмтеатром в переводе А. Токаева на осетинский язык.

В Грозном он вначале работает заведующим литературной частью Чечено-Ингушского государственного драматического театра. Здесь он начинает работу над новой многоактной пьесой «Тамара» на актуальную в то время тему – раскрепощение женщины-горянки. Мастерски показанная семейно-бытовая драма, в силу своей актуальности и неподдельного интереса к ней со стороны народа, с того времени не сходит со сцены профессиональных и самодеятельных театров Ингушетии. Буквально  перед  началом Великой Отечественной войны драма «Тамара» была поставлена на сцене Чечено-Ингушского драмтеатра и продолжала ставиться вплоть до высылки чеченского и ингушского народов.

С началом Великой Отечественной войны резко меняется тематика творчества писателя. Пришлось все и вся подчинить победе над врагом. В качестве корреспондента республиканских газет и радио, штатного лектора обкома партии, вместе со своими соратниками по перу, он ездит по городам и селам Чечено-Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, выступает перед бойцами и населением прифронтовых и тыловых населенных пунктов, по радио, пишет в прессе очерки и статьи, составляет акты о зверствах фашистов на советской земле. В виде маленьких книжек и больших статей в периодической печати появляются статьи Идриса Базоркина с характерными названиями: «Не простим!», «Лицо врага», «У открытой могилы»,   «Гнев  народа»,   «Честь  горянки»,   «Сын  Родины», «Слово к чечено-ингушской интеллигенции», «Они не пройдут» и другие.

Работу писателя в дни войны отмечал в то время известный советский писатель Петр Павленко: «Имена Яндиева и Базоркина появлялись по радио, в печати и в устных выступлениях так часто, что казалось, они работали без отдыха... Как ни расценивать качество этих произведений, создаваемых почти мгновенно, в расчете на нужды одного - двух - трех дней, придется признать, что их влияние было тогда велико, их роль была чрезвычайно значительна, а качество измерялось в те дни, главным образом, своевременностью и остротою лозунга, призыва».

«За активную работу в области развития литературы в дни отечественной войны» 30 июня 1943 года Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушетии награждает И. Базоркина и Д. Яндиева Почетной грамотой.

Тем не менее, Базоркин успевает писать небольшие, но актуальные пьесы. В драмах «В эти дни», «Рождение ненависти», «Знамя победы» пророчески звучит голос писателя, утверждающего веру в победу над врагом. В небольшой пьесе «В эти дни», написанной для агитбригад в самом начале войны, о девушке-горянке, уходящей на фронт, впервые звучат пророческие слова о контрнаступлении советских войск.

6 ноября 1941 года на сцене Чечено-Ингушского русского драматического театра им. Лермонтова ставится новая пьеса Идриса Базоркина «Капитан Ибрагимов», впоследствии получившая другое окончательное название «Рождение ненависти».

В том же году писатель пишет еще одно произведение на тему войны –рассказ «Заретта». Тогда же автор начал писать рассказ «Сэй» («Олень»).

В 1944 году Идрис Базоркин вместе со своим народом   был депортирован в Киргизию. Первое время пришлось работать кладовщиком,  землемером,  затем администратором во Фрунзенском театре оперы и балета. Писать и печататься депортированным писателям было запрещено. Драматург рецензирует спектакли местных авторов, сам пишет какие-то фрагменты будущих. В 1949 году Базоркин анонимно участвует в республиканском конкурсе, где его пьеса «Операция» получает призовое место.

В выходящей в Алма-Ате чеченской газете «Знамя труда» с середины 1956 года открывается страница на ингушском языке. В Киргизии один за другим выходят два сборника произведений ингушских писателей «Радость сердца» и «Весна», редактором которых становится Идрис Базоркин. В журнале «Литературный Киргизстан» публикуется пьеса Базоркина «Операция».

Возвратившийся в Грозный в 1958 году писатель много ездит по селам и городам республики, пишет статьи, заметки в местной и центральной печати, готовит материал для будущих художественных произведений. Красноречивы названия статей писателя того периода: «Свет жизни», «Моя республика», «Сегодня в горах», «Любимый край», «Солнце в горах», «Черты новой жизни», «Солнце в каждом доме» и т.п.

Неожиданно для почитателей творчества, Идрис Базоркин обращается к новому для ингушской литературы жанру литературной сказки. В 1958 году одна за другой выходят, как обозначает их сам автор, рассказ-сказка «Куни» и «Куни и кот». Сказка настолько понравилась детям, что в 1965 году была выпущена  невиданным для чечено-ингушской литературы тиражом в 100 тысяч экземпляров! Всего же рассказ-сказка вышел тиражом 133 тысячи экземпляров.

Не забывает писатель и о большой художественной  прозе.  В   1958 году Базоркин пишет первую в ингушской литературе приключенческую повесть «Призыв». В основу повести легли реальные события из истории гражданской войны в городе Владикавказе в начале 1918 года.

Во время работы в Киргизском театре оперы и балета Идрис Базоркин наблюдал, как шло становление мастерства начинающего в то время, а впоследствии всемирно известного артиста оригинального жанра Махмуда Эсамбаева (1924-1999). Его жизненная и творческая биография стала основой большого очерка писателя «Путь артиста» («Труд и розы»), опубликованного во всех чечено-ингушских республиканских газетах на трех языках – ингушском, чеченском и русском. Очерк, вышедший отдельной книжкой, вскоре перерос в киноповесть, по которой  на студии «Азербайджанфильм» в 1963 году был снят художественный фильм «Я буду танцевать!».

Экранный успех кинофильма окрылил писателя, и вскоре он пишет новую   киноповесть «Дота», уже  о тружениках села, которая вскоре переросла в пьесу «Дороги любви».  Снять фильм по нему,  правда, не удалось. Затем пишется маленькая повесть «Партизанская быль».

Своеобразным промежуточным итогом творческой деятельности Идриса Базоркина явился выход в 1960 году к пятидесятилетию со дня рождения писателя двухтомника избранных сочинений на ингушском языке. Следом, в 1962 году, выходит однотомник избранных произведений писателя «Призыв» на русском языке.

В 1967 г. завершается работу над эпическим произведением – первой книгой романа-эпопеи в трех книгах «Из тьмы веков». С 1968 года роман издан 9 раз.

Хотя автор и отказывался от определения его как энциклопедии жизни народа второй половины XIX века, тем не менее, эта формулировка как нельзя лучше подходит для этого романа.

Действие романа начинается с 60-х годов XIX века и в первых пяти главах произведения не выходит за пределы горной Ингушетии, где на маленьком клочке земли стараются выжить братья Турс и Гарак из рода Эги. Но временные и географические рамки не ограничивают писателя в обобщениях, и на примере жизни простых горцев, столкнувшихся с несправедливостью, показана борьба народа за свое физическое существование.

Роман, как и почти  все произведения Идриса Базоркина, написан на русском языке.

Писатели и общественные организации Кабардино-Балкарии выдвинули роман «Из тьмы веков» на соискание Ленинской премии, но  тогдашнее руководство Чечено-Ингушетии отказалось поддержать  инициативу.   

Более сорока лет прошло со дня выхода романа в свет, но и сегодня он актуален и интересен тем, что самобытная жизнь народа в нем показана с поразительной любовью и мастерством.

Роман вошел в золотой фонд многонациональной литературы нашей страны и сегодня продолжает жить полнокровной жизнью.

По плану писателя роман-эпопея должен был состоять из трех книг. Первая – «Из тьмы веков» заканчивалась 1918 годом. Вторая под условным названием «Обитатели башен» («Г1алахой») должна была довести читателя до 1941 года, а третья – «Тайна замка Ольгетты» – до 1958 года, до возвращения народа домой из высылки и возрождения республики.

Были готовы заготовки ко второй и третьей книгам, очерчены основные сюжетные линии, написаны характеристики, некоторые диалоги и т.п.

Две главы второй книги романа под названием «Великое горение» автор успел напечатать в сентябре 1982 года в газете «Грозненский рабочий».

История с публикацией начальных глав второй книги во многом затормозила работу над продолжением «Из тьмы веков».

Но не суждено читателям было прочитать продолжение так полюбившегося им романа. Трагические события осени 1992 года убили и роман и его автора...

Идрис Базоркин был одним из инициаторов и главных участников движения за восстановление прав ингушского народа с начала 50-х гг. (в 1956-1957 и 1972-1973 гг.), за что подвергался гонениям и преследованию. Комиссия ЦК партии применила к участникам и «организаторам» акции поистине драконовские меры. Базоркина исключают из КПСС, его книги изымаются из библиотек, имя вычеркивается из учебников и хрестоматий, критической литературы, в печати начинается травля по всем канонам партийно-политической пропаганды.

С 1938  по 1968 г. проживал в г. Грозном, с перерывом на 13 лет во время депортации ингушского народа. В 1968 г. вернулся на постоянное проживание в родной г. Орджоникидзе – Владикавказ.

Во время этнической чистки, проведенной в Северной Осетии в октябре-ноябре 1992 года, 82-летний писатель с семьей был захвачен в заложники, вывезен вглубь республики, квартира занята другими, а его богатый писательский архив, в том числе заготовки и рукописи к роману-эпопее, рабочая библиотека, раритетные книги и фотографии и многое другое вывезено местными властями. Несмотря на неоднократные обращения представителей федеральных органов власти, Республики Ингушетия, общественных организаций, их судьба до сих пор неизвестна.

Писатель через неделю был вывезен в Ингушетию.

Умер писатель 31 мая 1993 года в Грозном. Похоронили писателя  в родовом ауле Эгикал.

Народный писатель Чечено-Ингушетии (1990). Награжден советским орденом «Дружбы народов» (1990) и  посмертно высшей наградой Республики Ингушетия – орденом  «За заслуги» (2000).   

   

 

Книги Базоркина И.

Базоркин И., Шадиев М. Юный пионер. Орджоникидзе,1932.

Базоркин И. Назманч. (Певец): Стихи. Рассказы. Орджоникидзе, 1934. 

Базоркин И. На заре. Драма. Грозный, 1939.

Базоркин И. На заре. Драма. Грозный, 1940.

Базоркин И. Кремневый пистолет: Рассказ. Грозный, 1940.

Базоркин И. В бой: Очерки. Грозный, 1943. 36 с. 2000 экз.

Базоркин И. Не простим! Рассказ. Очерки. Грозный, 1943. 24 с. 2000 экз.

Базоркин И. Путь артиста. Очерк. Грозный, 1958. 16 с., 18 с. ил. 5000 экз.

Базоркин И. Путь артиста. Очерк. Грозный, 1958.

Базоркин И. Куни. Рассказ. Грозный, 1958.

Базоркин И. Куни. Рассказ-сказка. Грозный, 1958.                                             

Базоркин И. Призыв. Повесть. Грозный, 1959.

Базоркин И. Собрание сочинений. В 2 т. Грозный, 1960 - на инг. яз..

Базоркин И. Призыв. Избранное. Предисловие В. Харчевникова. Повести. Рассказы.

                Пье­сы. Грозный, 1962.

Базоркин И. Куни и кот. Рассказ. Грозный, 1964.

Базоркин И. Куни и кот. Рассказ. Изд. 2-е. Грозный, 1965.

Базоркин И. Дороги любви. Повести. Грозный, 1966.

Базоркин И. Из тьмы веков. Роман. Грозный, 1968.

Базоркин И. Призыв. Избранное. Изд. 2-е Грозный, 1971.

Базоркин И. Из тьмы веков. Роман. Москва, 1971.

Базоркин И. Из тьмы веков. Роман. Грозный, 1976.

Базоркин И. Из тьмы веков. Роман. Грозный, 1982.

Базоркин И. Дороги любви. Рассказы. Киноповести. Драмы / Предисловие Г. Яблоковой. Орджоникидзе, 1982.

Базоркин И. Из тьмы веков. Роман. Грозный 1989.

Базоркин И. Из тьмы веков. Роман. В 2-х частях. Назрань, 1999.

Базоркин И. Собрание сочинений в 6 т. Составление, вступительная статья и комментарии Я. Патиева. Москва, 2001.

Базоркин И. Из тьмы веков. Роман. Послесловие Я. Патиева. Москва, 2002.

Базоркин И. Из тьмы веков. Роман. Москва, 2010.

 

Литература о Базоркине И.

Книги о Базоркине И.

Базоркина А. Воспоминания об отце. Нальчик, 2001.

Долгиев Н. Один день из жизни Идриса Базоркина. Назрань, 2010.

Келигов М. Слово об Идрисе Базоркине. Ст. Орджоникидзевская, 2011. 

Кодзоев А. Народный патриарх. Назрань,2015.

Патиев Я. «А я иду…» Очерк о жизни и творчестве Идриса Базоркина. Назрань, 2000.

Патиев Я. Идрис Базоркин. Жизнь и творчество. Ростов-на-Дону. 2010.

Харсиева Л. Специфика ингушской культуры.  Эстетические и духовно-нравственные основы романа И. Базоркина «Из тьмы веков». Ростов-на-Дону, 2010.

Цуров Р. Базоркины: время и судьбы. Ростов-на-Дону. 2011.

 

Статьи о Базоркине И.

Абадиев Б. Он жизни радовался, как ребенок солнцу / Сер­дало, 1995, 14 июня.

Анатольев Л. Произведение большой художественной си­лы: Читатели о романе «Из тьмы веков» / Грозненский рабочий, 1968, 20 декабря.

Асадулаев С. Концепция истории и современность/Лите­ратурный Азербайджан, 1973, № 1. [Анализируется роман «Из тьмы веков».]

Базоркин И. М. (Статья о творчестве). Краткая литератур­ная энциклопедия: В 9 т. Т. 1. М., 1962, с. 399.

Базоркин И. М. (Статья о творчестве) Большая советская энциклопедия: В 30 т. М.,1970. Т. 2. с. 528.

Базоркин Муртуза Идрис. (Очерк жизни и творчества). В книге: Хӏанзара гIалгIай литература. (Современная ингушская литература) Нальчик, 2009. Том 1. С. 92-178.

Власенко А. (О романе И. Базоркина «Из тьмы веков») / В кн.: Власенко А. Расцвет: О современной литературе народов РСФСР. М., 1973, с. 49—55.

Гусейнов Ч. Этот живой феномен: Советская многонацио­нальная литература вчера и сегодня. М., 1989, с. 181—184. [Ана­лиз романа «Из тьмы веков».]

Далгат У. Анализ фольклористических основ романа И. Базоркина «Из тьмы веков» / В кн.: Далгат У. Литература и фольклор. М.: Наука, 1981.

Дахкильгов И. Наделенный мастерством (К 60-летию со дня рождения И. Базоркина) /Альманах «Утро гор», 1971, № 3, с. 42—45.— На ингушском языке.

Дахкильгов И. Фольклор и этнография в романе И. Базоркина «Из тьмы веков» - В книге:  Дахкильгов И. Боль и гордость моя – родная Ингушетия. Нальчик, 2007.

Джусойты Н. Главная книга писателя / Литературная Рос­сия, 1969, 10 января. [Рецензия на роман И. Базоркина «Из тьмы веков».]

Дзюба И. Идрис Базоркин / В кн.: Дзюба И. Автографы возрождения. Киев, 1986, с. 127—155.— На украинском языке.

Евлоева А.А. Драматургия Идриса Базоркина. – В книге «Сборник научных трудов Ингушского государственного университета». Вып.1. Магас, 2002. 

Калита Л. Кто идет, тот далеко уходит: Читатель и кни­га / Грозненский рабочий, 1969, 30 апреля. [О читательских от­кликах на роман И. Базоркина «Из тьмы веков».]

Калита Л. Рождение книги: В гостях у писателя / Гроз­ненский рабочий, 1967, 13 августа.

Кан-Калик В. ...Как выходил народ из тьмы: Размышления о спектакле «Из тьмы веков» / Грозненский рабочий 1983, 29 ок­тября.                                               

Кандиев Б. Перо талантливого писателя / Комсомольское племя, 1968, 16 ноября. [О романе «Из тьмы веков».]

Кандиев Б. Книга жизненной правды / Социалистическая Осетия, 1969, 19 февраля. [О романе «Из тьмы веков».]

Котиев С.-Г. Славный сын ингушского народа / Сердало, 1990, 4 декабря. [О юбилейных торжествах в г. Грозном, посвя­щенных 80-летию со дня рождения И. Базоркина.]

Котиев Султан-Гирей. Базоркин Идрис и газета «Сердало». –  «Сердало», 8 июня 2000 г.

Кречетова Е. «Тамара»: Спектакль в Чечено-Ингушском театре / Грозненский рабочий, 1942, 25 апреля.

Кречетова Е. Рождение ненависти: Новая пьеса И. Базор­кина / Грозненский рабочий, 1942, 2 августа.

Ломидзе Г. Преемственность и поиски нового / Правда, 1970, 6 октября. [Отзыв о романе И. Базоркина «Из тьмы веков».]

Мальсагов А. У. Путь писателя — вехи литературы / Ком­сомольское племя, 1969, 18 декабря.

Мальсагов О. Молодые побеги. Критическая статья о творчестве И. Базоркина.- / Сердало, 1928, № 12.

Мальсагов О. Талантливые произведения Базоркина Идриса Муртузовича / В кн.: Очерки ингушской советской литерату­ры. Грозный, 1961, с. 113—127. – На ингушском языке.

Мартазанов А. Проблема психоанализа в творчестве Идриса Базоркина (Тезисы статьи) / В сб.: Первые Ахриевские чте­ния. Ингушский НИИ. Назрань, 1994 с. 29—30.

Мартазанова Х.М. К проблеме взаимосвязи и взаимообогащения литератур (на примере творчества М.А. Шолохова и И. М. Базоркина) – В «Сборнике научных трудов Ингушского государственного университета. Вып.3. Магас, 2005, с.322-329. 

Медов Я., Хамхоев В., Яндиев М., Кодзоев Н. Слово об Идрисе Базоркине / Сердало, 1993, 16 июня.

Михайлова И. Семь спектаклей – лицо театра / Со­ветская культура, 1984, 31 июля. [О гастролях Чечено-Ингушско­го драмтеатра в Москве, в т. ч. и о постановке по роману «Из тьмы веков»].

Николаев С. Три испытания Идриса Базоркина / Культу­ра, 1996, 24 февраля.

Павленко П. На Северном Кавказе / Литература и искус­ство, 1943, 12 июня. [О творчестве И. Базоркина и Д. Яндиева в годы войны].

Патиев Я. Слово об Учителе. К 83-летию со дня рожде­ния И. Базоркина. Ингушетия, 1993, 12 июня.

Патиев Я. Выразитель дум и чаяний народа. – Газ. «Сердало», 26 июня 2004 г.

Полонская Е. Слово к современникам (Заметки о романе «Из тьмы веков») / Грозненский рабочий, 1968, 6 ноября.

Пряжников А. Базоркин о Базоркине… (Внук писателя Микаэл Базоркин о своем деде). – В журнале «Южный театральный вестник», №3, 2007.

Такой фильм нужен: Отклики на киноповесть «Труд и ро­зы» / Грозненский рабочий, 1959, 15 июня.

Танкиев А. Фольклорная символистика как элемент худо­жественной ткани романа (Из опыта наблюдений над романами «Буранный полустанок» Ч. Айтматова, «Из тьмы веков» И. Базор­кина и «Сказание о Юзасе» Ю. Балтушиса) В кн.: Танкиев А. Духовные башни ингушского народа. Саратов, 1997, с. 202-217.

Угурчиев А-Г. Неугасимая свеча. К 90-летию со дня рождения  Идриса Базоркина. – «Сердало», 17 июня 2000 г.

Ужахова Р. Творчество могучего дарования: К 80-летию со дня рождения И. Базоркина / Ингушетия, 1995, 15 июня.

Фидарова Р. Герои, характеры, жизнь. Владикавказ, 1990. [В книге дан анализ романа И. Базоркина «Из тьмы веков».]

Хамхоев В. Не зарастет к нему  тропа паломничества. (К 90-летию со дня рождения Идриса Базоркина) – Газ. «Ангушт». №2, 2000 г. 

Харсиева Л. Традиционный идеал ингушской женщины и его трансформация в современность. По роману И. Базоркина «Из тьмы  веков» -Газ. «Сердало». 13 июня 2006 г.

Харчевников В. Рецензия на роман «Из тьмы ве­ков» / Дон, 1972, № 8, с. 182—184.

Цечоева Л. Фольклор и роман Идриса Базоркина / Серда­ло, 1970, 22 января.— На ингушском языке.

Чахкиев Ю. Воспоминание об Идрисе Базоркине. – «Ингушетия», 15  июня 2000 г .

Чеботарева В., Чентиева М. «Призыв». / Известия ЧИНИИИЯЛ. Т. 4. Вып. 3. Вопросы чеч.-инг. лит. Грозный, 1964, с.107-111.

Шадиев С. Базоркин Муртуза Идрис. Хӏанзара г1алг1ай литература. Том 1. Нальчик, 2009, с.92-178

Шортанов А. Судьба народная. О романе И. Базоркина «Из тьмы веков» / Кабардино-Балкарская правда, 1969, 1 октября.

Яблокова Г. Из тьмы векового угнетения — к свету рево­люционного сознания: Заметки о романе И. Базоркина «Из тьмы веков»  В кн.: Яблокова Г. У истоков книги. Грозный 1990 с. 19—31.

Яндиева М. (О романе Идриса Базоркина «Из тьмы веков») в Книге: Яндиева М. Ингушский исторический роман. Грозный, 1990.

Яндиева-Албогачиева М. Идрис Базоркин в жанре не­классического жития / Сердало, 1994, 8 июля. В книге: Яндиева М. Ингушские смыслы в художественно-интеллектуальном наследии ХХ века. Магас, «Сердало», 2007, с. 424-431.


 

ТИМУРЗИЕВ БАШИР ГАЗМАГОМЕДОВИЧ

Родился в 1935 г. в с. Базоркино Пригородного района Чечено-Ингушетии. Среднюю школу окончил в 1955 году в местах депортации ингушского народа в Казахстане. В 1958 году получил специальность техника в Алма-Атинском индустриальном техникуме.  До 1961 г. работал в том же городе.

По возвращении на историческую родину вместе с 40 специалистами выехал в г. Выборг  на повышение квалификации для строящегося в Назрани завода «Электроинструмент». После курсов, около 40 лет работал на этом же заводе. В  последние годы – главным технологом. 

Заочно окончил в 1966 г. Ленинградский политехнический институт. 

В 1992 году, во время осетино-ингушского конфликта вынужден был покинуть дом в родном селе Чермен (Базоркино) Пригородного района Северной Осетии: дом сожгли, предварительно  разграбив и похитив богатую  библиотеку.     

Пишет на русском и ингушском языках.

Много публикуется в периодической печати: газете «Сердало», журнале «Литературная Ингушетия». Первая публикация – стихотворение «На Восток», было напечатано в Назрановской районной газете «Путь Ленина» в 1967 г.  

Тимурзиев Б. Г. – автор нескольких книг прозы и поэзии. Он пишет повести, рассказы, в том числе и юмористические, поэмы, стихотворения, стихи  для детей. Основная тема произведений его – депортация и жизнь в ссылке.

Автор очерков о Кази-Мулле Гантамирове, чеченском поэте Умаре Яричеве.  

Награжден Почетной грамотой Республики Ингушетия (2012).

Член Союза писателей России (2009).  Член Литературного фонда РФ.    

Почетный гражданин г. Назрани (2016).  

 

Книги Тимурзиева Б.

на ингушском языке

Тешаме новкъостий. (Надежные друзья). Стихотворения и поэмы. Назрань, 2005.

Денал (Мужество). Повесть, рассказы, поэмы. Назрань, 2012.

 

на русском языке

Стойкость и выдержка. Повести , рассказы и очерки. Назрань, 2010.

Выжить вопреки. Рассказы. Назрань, 2011.

Экзамен по сопромату. Рассказы. Назрань, 2013.

Башни ждут нас. Стихи, поэмы.

 

Литература о Тимурзиеве Б.

Кодзоев И. Послесловие редактора. – В книге: Тимурзиев Б. Выжить вопреки. Назрань, 2011, с. 251-252

Матиев И. Г1алг1ай къаман яхь йола во1. // Сердало, 2015, 1 октября.

Угурчиев А-Г. Наьха барт тоабер – хьаькъала да. – В книге: Тимурзиев Б. Тешаме новкъостий. Назрань, 2005, с. 3-4.

Танкиева Л. Тимурзиев Г1азмахьмада Башир. Хӏанзара г1алг1ай литература. Том 3. Нальчик, 2012, с. 342-373


 

ЧАХКИЕВ КАПИТОН ОСМАНОВИЧ

(05.09.1924 – 09.01.1960)

Родился 5 сентября 1924 г. в селении Базоркино Пригородного района Ингушской автономной области (ныне с. Чермен Пригородного района Северной Осетии).

Школа в с. Базоркино, в которой он начал учиться в 1929 г., была размещена в доме  его объявленного кулаком и сосланного потом отца. В 1934 году вся семья была сослана в Среднюю Азию, откуда Капитон в 1937 году сбежал домой. До 1941 г. жил, скрываясь у родственников.

Первая публикация стихотворения поэта была в газете «Сердало» – 9 мая 1937 г. Юный автор воспевал Красную Армию, призывал крепить оборону страны, видел в ней защитника Отечества. 

С первых дней начала Великой Отечественной войны Чахкиев К. активно пишет и публикует стихи, призывающие к борьбе с агрессором, показывает истинное лицо фашизма, пришедшего на родную землю убивать и грабить.

До 1943 г. работает диктором Грозненского радио.  После депортации 1944 года присоединяется к семье сосланного десять лет назад отца. Работает в Узбекистане.    

Во время депортации народа находился  в ГУЛАГе, где серьезно подорвал здоровье.

По возвращении на родину Чахкиев К. О. поступает на работу на Чечено-Ингушскую студию радиовещания. Здесь же в чеченской газете «Ленинец» появляется первая после возвращения публикация стихов Чахкиева К.  Помощь и поддержку начинающему  поэту оказывал Джамалдин Яндиев. 

Писал под псевдонимом Руслан Муртазар.  

Многие его стихи пронизаны горьким ощущением своей обреченности, связанной с неизлечимой болезнью.   

При жизни он успел увидеть только один сборник своих произведений – «Нана-Наьсаре» («Мать-Назрань»). 

 По-настоящему он писал только в течение четырех лет, с 1957 года по 1960 год. Но и созданное за такой короткий период вошло в классику ингушской литературы.

Его стихи публикуются в газетах «Сердало», «Ленина никъ», «Комсомольское племя», альманахе «Утро гор», в коллективных сборниках. Только в сборнике «Молодые сердца» опубликовано 18 его стихотворений.  Стихи Чахкиева К. читают со сцены, по радио.

Большая часть литературного наследия поэта и прозаика осталась неопубликованной при жизни автора, в том числе и роман «Моакъаза лоамаш» («Кремневые горы»).   Он был опубликован только в 2004-2008 годах в журнале «Литературная Ингушетия». В романе отражена жизнь ингушского народа в первые десятилетия ХХ века.  

Избранное Чахкиева К., но без  романа, вошло в сборник произведений Чахкиева К. «Баьте зоахалол» («Сватовство Бяты»), подготовленный   Абу Мальсаговым. Ему же принадлежит и публикация романа «Кремневые горы».

Умер Чахкиев Капитон в возрасте неполных 36 лет.  Похоронен в родном селе Базоркино.   

     

Книги Чахкиева К.

на русском языке

Нана-Наьсаре. Сборник стихов. Грозный, 1959

Баьте зоахалол. Стихи, поэмы и рассказы. Грозный, 1989

 

Литература о творчестве Чахкиева К.

на ингушском языке

Костоев А. Поэт а, Гражданин а. // Сердало, 1984, 4 сентября.

Мальсагов А.У. Ма кхом бар-кх хьа ишта сиха вала. // Литературная Ингушетия, 2004, №4, с. 115-118.

Чахкиев Ювсап. Дицлургдоаца вIашагIкхетараш. // Сердло, 2002, 5 сентября.

Шадиев С. Чахкиев Османа Капитон. – В книге: Хӏанзара гIалгIай литература. Нальчик, Том 1. 2009, с. 394-412.

Шадиев С. Чахкиев Капитон: жизнь и творчество. (Чахкиев Османа Капитон: вахари кхоллами) – Ученые записки Ингушского НИИ. Вып.1, 2008 Серия «Филология» с. 123-144.

 

на русском языке

Дзарахова З. «Быть хозяином своей судьбы и достойно нести свое звание». // Ингушетия, 2014, 6 сентября

Мальсагов А. У. Чахкиев Капитон Османович.  //  Литературная Ингушетия, 2007,  №1-2, с. 108-109.


 

ЧАХКИЕВ ЮСУП ТЕГАЛОВИЧ

(01.02.1915 – 09.03.2008)   

В 1934 году окончил начальную сельскую школу в родном селе и поступил в Ингушский педагогический техникум в г. Орджоникидзе. Оттуда перешел на рабфак Воронежского химико-технологического института и окончил его в 1939 г.

Работал учителем в сельской школе с. Базоркино.

С началом Великой Отечественной войны поступил в Грозненское военно-пехотное училище. Без объяснения причин – «до особого распоряжения»  был  отчислен до окончания  учебы.

Стихи писать начал во время учебы в Ингушском педагогическом техникуме по совету Тембота Бекова.

В первые годы войны стал писать стихи, призывающие к отражению агрессии и публиковал их в газете «Сердало». После освобождения Малгобека от немецко-фашистских захватчиков был приглашен референтом в Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушетии, где проработал до начала депортации ингушского народа.

Во время нахождения в ссылке за нарушение режима спецпереселения был арестован и сослан в Арктику, где пробыл до 1953 года. Освобожден со снятием судимости. Работал на Карагандинской ГРЭС. 

С 1957 г. работал в редакции  газеты «Сердало» переводчиком и заведующим отделом культуры. В 1970-1990 гг. работал редактором  Управления по охране государственных и военных тайн в печати Чечено-Ингушетии.

Писал стихи, рассказы, очерки, которые  регулярно публиковал в газете «Сердало»,  в коллективных сборниках «Родина», «Молодые сердца» и «В сердце гор». Перевел на ингушский язык стихи, рассказы и повести  советских и зарубежных писателей.    

Во время военных действий в Грозном вынужден был уехать в Ингушетию, где работал в редакции журнала «Литературная Ингушетия», затем редактором в телерадиокомпании «Ингушетия». В Ингушетии написал много стихов, рассказов, очерков и статей. Здесь он написал свое главное произведение – автобиографическую повесть «Голос из ада», в которой в художественной форме рассказал о своих мытарствах в концлагерях Казахстана, Сибири и Арктики.     

Повести, рассказы, очерки и статьи Чахкиева Ю. Т. печатались в газетах «Сердало» и «Ингушетия», журналах «Утро гор», «Литературная Ингушетия» и «СелаIад».   

Был депутатом Ленинского райсовета народных депутатов г. Грозного.    

Автор книг «Мои думы», «Два рассказа», «Голос из ада» и других.

Член Союза писателей России, Союза журналистов России.

Награжден Почетной грамотой  Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, орденом Республики Ингушетия «За заслуги» (2005).

Умер 9 марта 2008 г. Похоронен в с. Насыр-корт.

 

Книги Чахкиева Ю.

на ингушском языке

Ши дувцар. Грозный, 1960.

Са уйлаш. Стихаш. Грозный, 1961.

 

на рус

401
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Ко Дню национального ингушского костюма, отмечаемого ежегодно в нашей