Предлагаем вашему вниманию, уважаемые читатели, обзор очередной научной работы из фонда Центра электронных диссертационных работ НБРИ им. Дж. Яндиева.

Диссертационная работа на соискание ученой степени кандидата филологических наук Х.М. Мартазановой на тему: «Художественная концепция человека и истории в прозе Идриса Базоркина», защищена ученым в 2005 г. в Магасе. Научным руководителем диссертационной работы  выступил  И.А. Дахкильгов, профессор, кандидат филологических наук.

Актуальность исследования ингушского ученого Х.М. Мартазановой заключается в том, что в работе впервые предпринята попытка системного анализа проблемы человека и истории в прозе ингушского писателя Идриса Базоркина. Данная проблема остается одной из самых сложных и ответственных для  национальных литератур в современном литературоведении. Отдельные аспекты проблемы художественной концепции человека и истории в творчестве И. Базоркина, конечно же, находили свое исследование в трудах ряда ученых, в том числе И. Дахкильгова, М. Яндиевой, В. Туркаева и др. При этом основной акцент, как подчеркивает автор научного исследования Х.М. Мартазанова, при изучении творчества И. Базоркина, делался на анализ одного или двух его произведений, оставляя открытыми вопросы, связанные и с жанровыми и стилистическими особенностями прозы И. Базоркина.

Эти и ряд других важных вопросов, в том числе: этно-фольклорная основа прозы И. Базоркина, соотношение исторического факта и художественного вымысла, национально-художественное своеобразие главного романа писателя, взятые за основу своего изучения автором научного труда, впервые становятся объектом монографического исследования.

Методом исследования послужили прозаические произведения И. Базоркина: очерки, статьи, рассказ «Капкан», киноповесть «Труд и розы», повести «Призыв», «Дороги любви», «Дота», «Партизанская быль», роман «Из тьмы веков», а также произведения северокавказских прозаиков А. Евтыха, А. Кешокова, А. Охтова и др., через анализ которых автор также выявил закономерности взаимовлияния и взаимообогащения литератур народов Северного Кавказа, специфику художественного решения принципа историзма и исторической памяти в русской и национальных литературах.

Ученый при написании диссертации опирался на основные положения современного литературоведения, разработанные в трудах ведущих исследователей: М. Бахтина, Г. Гачева, Д. Лихачева, К. Султанова и др.

Значительную помощь в работе оказали исследования северокавказских ученых: Л. Бекизовой, Т. Биттировой, И. Дахкильгова, А. Схаляко, Р. Ужаховой и др.

Нам представляются ценными и значимыми выводы, сделанные в ходе исследования данной темы  автором монографии  Х.М. Мартазановой. Некоторые из них вкратце приводим для читателей, чтобы они могли получить представление о глубине и широте исследования, оценить качество научного стиля и языка диссертанта.

  • Творчество И. Базоркина 1930-1960-х годов пронизано художественной мыслью о прошлом, настоящем и будущем ингушского народа. Писатель одним из первых проследил связь между прошлым и настоящим, преемственность старых традиций и нового времени. Первые очерки, рассказы, повести писателя свидетельствовали о формировании нового художественного мышления в национальной литературе.

 

  • Трагическая судьба ингушского народа, воссозданная в исторических произведениях, поражает точностью, глубиной проникновения в жизнь, в события, а главное – в психологию героев. Раскрывая красоту человека, личности, поэзию его жизни и труда, И. Базоркин создает обобщенный национальный характер, наделенный мудростью, эмоциональностью, внутренней красотой. Фактически, 1930-1960-е годы в творчестве И. Базоркина – это путь к роману, самому значительному произведению в его творчестве – «Из тьмы веков». Умение соотносить исторический факт и художественный вымысел, иметь широкий эпический взгляд на время, историю, личность, исследовать глубинные пласты человеческого характера – все это способствовало появлению в творчестве И. Базоркина эпического жанра.

 

  • Идейно-тематические и жанровые искания И. Базоркина укладываются в общее русло развития многонациональной литературы страны периода 1960-х годов. Однако при анализе произведения «Из тьмы веков» исследователи сталкиваются с проблемой его жанрового определения. Это не просто исторический или историко-революционный роман, типологически близкий другим романам национальных литератур, а роман-эпопея. Объясняется это его масштабностью, многоплановостью, четкой сюжетно-композиционной структурой с единством замысла, позволившим писателю создать настоящую народную эпопею.

 

  • Вышедший в 1968 году роман И. Базоркина «Из тьмы веков» стал событием особой значимости не только в ингушской, но и во всей многонациональной литературе страны, получив и в критике, и в трудах ведущих ученых заслуженно высокую оценку. «Из тьмы веков» привлекает внимание не только значимостью содержания, но и высоким уровнем художественного своеобразия, совершенством формы. …Это многоплановое произведение, поднимающее сложные вопросы жизни народов Кавказа рубежа 19-20 вв. Одной из особенностей романа является стремление осмыслить глубинные пласты народной жизни, дать ее реалистические картины, свободные от заданности и предопределенности выводов.

 

  • Проза И. Базоркина характеризуется тематическим богатством, многообразием жанровых форм, художественным своеобразием. Тесно связанная с повседневной жизнью народа, с его прошлым и настоящим, с духовными запросами времени, она ставила и решала проблемы важные, актуальные по своему характеру, глобальные и глубинные по своей сути и содержанию.

 

Публикацией данного диссертационного обзора мы отдаем дань уважения  памяти  замечательного человека, ученого – Ханифы Магомедовны Мартазановой, профессора, доктора филологических наук, автора многочисленных научных трудов, чей вклад в сферу ингушской науки трудно переоценить.

 

                       Обзор подготовила А. Газгириева,

                                                        начальник ЦЭДР НБРИ