Министр культуры РФ рассказал о первых шагах по реализации нацпроекта «Культура», мотивации региональных властей и цифровых проектах в культурной сфере
Паспорт национального проекта «Культура» называют одним из самых четко и доступно прописанных. Главная цель, согласно документу, — повысить к 2024 году посещаемость учреждений культуры на 15%. Как будут достигаться эти показатели и какие препятствия могут возникнуть у регионов, в интервью порталу «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является ТАСС, рассказал Министр культуры РФ Владимир Мединский.
— Владимир Ростиславович, нацпроекты предполагают долгосрочные результаты. Тем не менее Президент акцентирует внимание на том, что люди должны почувствовать реальные изменения к лучшему уже в ближайшее время. В чем это будет выражаться в сфере культуры? Каких быстрых побед можно ожидать?
— Позади пять месяцев реализации нацпроекта, и на сегодняшний день мы уже имеем вполне ощутимые результаты. Создан и успешно гастролирует Российский национальный молодежный симфонический оркестр — кадровый резерв для ведущих музыкальных коллективов страны. В конкурсном отборе приняли участие около 400 человек. По его результатам отобраны 100 молодых музыкантов в возрасте от 22 до 30 лет из 27 городов России.
Кроме того, Министерством разработана программа «Волонтеры культуры». Старт был дан 20 апреля в ходе акции «Всероссийский день заботы о памятниках истории и культуры», которая прошла в 70 регионах страны и участники которой в формате субботника провели уборку территорий, очистили памятники от грязи и мусора. До конца года планируется привлечь 10 тысяч волонтеров.
В конце марта начали свою работу семь центров повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры, которые организованы на базе ведущих творческих вузов. Уже в первый год работы в них повысят квалификацию 14 тысяч человек.
Экспертной комиссией отобраны более 100 заявок-победителей на гранты по творческим проектам НКО. Они получат финансовую поддержку до 3 млн рублей на каждый. Причем выбирать нам пришлось из более чем тысячи поступивших заявок.
Еще совсем недавно стартовал зональный этап фестиваля любительских творческих коллективов. По его итогам 20 лучших получат гранты в размере 2 млн рублей. Отмечу, что в рамках нацпроекта мы впервые предусмотрели такую поддержку для художественной самодеятельности.
В рамках федерального проекта «Цифровая культура» будут оборудованы не менее 80 виртуальных концертных залов и переоснащены 110 муниципальных библиотек по модельному стандарту. Кроме того, будут созданы 75 мультимедиагидов по музеям и выставочным проектам с применением технологии дополненной реальности, 8 тысяч книжных памятников будут оцифрованы и включены в Национальную электронную библиотеку.
В 40 субъектах запланировано строительство и реконструкция 87 сельских клубов. Ожидается, что девять КДУ (культурно-досуговых учреждений. — Прим. ред.) будут введены в эксплуатацию уже по итогам этого года. Также будет осуществлен капремонт 221 сельского ДК в 47 субъектах. 21 регион получит 100 автоклубов.
До конца года планируется ввести в эксплуатацию два детских театра — в Ульяновской области и Мордовии. По итогам уже проведенного конкурса будут переоборудованы 200 кинозалов, в которых появятся все условия для демонстрации и просмотра фильмов в высоком качестве.
— На прошедшем в Новосибирске Координационном совете по культуре поступило предложение создать в рамках нацпроекта «Культура» программу, подобную «Земскому доктору» и «Земскому учителю» (программы, подразумевающие федеральную помощь и ряд льготных преимуществ молодым специалистам, работающим по специальности в небольших населенных пунктах. — Прим. ред.) для работников культуры, в частности для сотрудников детских музыкальных школ. Насколько это реально?
— По поводу детских музыкальных школ — это очень правильное предложение. Но надо, чтобы инициатива исходила в первую очередь от регионов, а не только сверху, от Минкультуры. Должна быть создана отдельная программа, причем не в рамках нацпроекта, потому что его бюджет уже сформирован. Мы готовы ее продвигать, но сформулировать, как это должно работать, как должно идти финансирование — в каких масштабах, объемах, по каким принципам, должны сами регионы, они это лучше знают. Инициатива, безусловно, нужная, ведь нам важно обеспечить условия, чтобы люди возвращались к себе домой, в свои города, в свои села. Тут есть еще одна важная задача — это обеспечить специалистов жильем. Будет жилье — все будут с удовольствием работать.
— В рамках нацпроекта вообще беспрецедентное внимание уделяется созданию культурных учреждений в сельской местности и небольших населенных пунктах. Кажется, такого не было никогда.
— Да, такое делается впервые. Много внимания, потому что в России сельское хозяйство сейчас на подъеме, и надо, чтобы люди на селе не только работали, но и имели возможность по-человеческиотдыхать, общаться. Сельский клуб — это ведь не только место, где собирается любительский хор. Это именно клуб, место встреч, библиотека. Дети занимаются здесь танцами, пением, взрослые вместе смотрят спорт, кино, читают. Это место, где люди общаются и развиваются при этом. А если клуб предлагает еще и культурно-образовательныйкомпонент, то это вообще идеально.
— Вы много ездите по регионам, общаетесь не только с представителями власти, но и с деятелями культуры. Какие впечатления от того, как на местах проходит первый этап реализации нацпроекта? Какой отклик вы получаете?
— Первые результаты мы увидим не сразу, а в течение нескольких лет. Сейчас самый трудный этап запуска нацпроекта, но важно то, что 80% средств направляется в регионы, а не остается в Москве и Санкт-Петербурге. Мы специально так нацпроект планировали, он мотивирует регионы вкладывать дополнительные средства. Вот мы раздаем сертификаты на, скажем, создание модельных библиотек: 5 млн на сельские библиотеки и 10 млн получает малая городская. Это большие деньги, но мы понимаем, что в каждом случае регионы еще добавят, помогут закончить ремонт и так далее.
— Насколько регионы готовы брать на себя эту финансовую ответственность?
— Регионы очень кропотливо планируют свой бюджет на все шесть лет. Есть региональные паспорта нацпроекта, уже согласованные Министерством, в них подробно расписано, какие учреждения культуры получат поддержку, какое оборудование будет приобретено, сколько на это будет выделено денег из федерального и регионального бюджетов. Главная статья расходов, которая ложится на регионы, — это разработка проектно-сметной документации на строительство или реконструкцию учреждений культуры. Если регион с этим не справился, значит, его исключат из планов, а деньги перераспределят в пользу тех, кто хочет двигаться вперед.
В рамках реализации федерального проекта «Культурная среда» все 85 субъектов РФ предусмотрели средства с учетом установленного уровня софинансирования. Есть регионы-лидеры, которые предусмотрели гораздо больше. Это Ненецкий автономный округ, который предусмотрел почти 57 млн рублей на 1 млн федеральных средств, Тюменская область — 51 млн, Московская область — 44 млн, Сахалинская область — 40 млн, Ямало-Ненецкий автономный округ — 34 млн.
В то же время по ряду мероприятий, особенно в рамках федерального проекта «Творческие люди», у некоторых регионов вообще не предусмотрены средства. Такого, конечно, быть не должно. По каждому мероприятию национального проекта — и здесь неважно, выделяются на это федеральные деньги или нет, — должны быть хотя бы частично предусмотрены средства из региональных программ.
— Какие еще болевые точки удалось выявить за первые месяцы после запуска нацпроекта?
— Большинство регионов работают с удовольствием, но есть и обратные примеры. Так, не везде кинотеатры работают достаточно эффективно. Где-то деньги получили, освоили, открыли, ленточку перерезали, а дальше все это брошено на самотек. Особенно, конечно, в тех случаях, когда они управляются государством, а не частниками. Государство — плохой управитель. Это очень сильно зависит от системы контроля и мотивации, кто руководитель. В частности, я приводил в пример Тульскую область, которая была одним из инициаторов этого проекта.
Мы практически еженедельно общаемся с регионами в рамках видеоконференций, поэтому есть полное понимание того, где мы находимся и куда движемся. Конечно, без сложностей не обходится. Чуть дольше, чем мы планировали, занял процесс заключения соглашений с муниципальными образованиями и подведомственными учреждениями, которые будут осуществлять централизованную закупку. Это дало нам сигнал, что не все регионы с полной ответственностью подходят к выполнению дорожной карты, которую мы им разослали.
У кого-то конкурсные процедуры не проведены до сих пор, не заключены контракты на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, не опубликованы планы-графики.
Кроме того, каждый регион сегодня слишком осторожно подходит к подготовке и подаче заявок, потому что они требуют софинансирования со стороны субъекта. Регионы аккуратно взвешивают свои возможности, несмотря на то что уровень софинасирования — и это беспрецедентный случай — в рамках национального проекта в десятки раз ниже, чем в рамках сегодняшних государственных программ. Если в рамках госпрограмм он составляет 30–40%, то в рамках нацпроектов — всего лишь 1–5%.
— Есть ли какой-то проект, который лично вам кажется наиболее интересным и важным из тех, что будут запущены или реализованы уже в этом году?
— Все проекты, связанные с регионами — сельские ДК, школы искусств, библиотеки, — родились в последние годы, мы к каждому из них относимся как к личному. И конечно, очень переживаем за то, чтобы они выполнялись вовремя. Поддержка детских театров — это тоже полностью инициатива Министерства, искренне и заинтересованно поддерживаемая лично Президентом. Мы планируем в рамках нацпроекта капитально отремонтировать примерно половину детских театров, но, похоже, их будет еще больше. Ведь если посещение театра не приносит ребенку радость, то он и взрослым в него ходить не будет. Театр должен быть местом, где ребенку нравится, где интересно, красиво и, конечно, где он видит хорошее представление на сцене. Поход в театр должен каждый раз становиться праздником, поэтому мы начинаем нацпроект именно с этого.
— Сейчас в России как раз идет Год театра. Как эти два масштабных проекта Министерства культуры соприкасаются на данный момент и есть ли вероятность, что инициативы, запущенные в Год театра, по его окончании вольются в нацпроект?
— Год театра и нацпроект очень органично дополняют друг друга, потому что по своей сути нацелены на один и тот же результат — обогатить культурную жизнь человека. Если Год театра — это большой праздник, то нацпроект — это большая работа, чтобы праздник не заканчивался никогда. Параллельно с Годом театра в рамках нацпроекта мы прикладываем огромные усилия, чтобы выровнять ситуацию с театрами по стране. В первую очередь — с самыми недофинансированными: помочь театрам в регионах, обновить их материально-техническую базу и расширить репертуар. К 2024 году 40 детских и кукольных театров по всей России будут полностью отремонтированы и полностью переоснащены.
В Год театра запланировано большое количество мероприятий на различных площадках по всей стране, некоторые из них уже интегрированы в нацпроект. Думаю, будут и те режиссерские, актерские инициативы, которые ярко заявят о себе и смогут претендовать на получение федеральной поддержки. Уверен, мы также обязательно узнаем о фестивалях и конкурсах, которые откроют нам новые имена и в будущем составят гордость российской культуры.
В любом случае поддержка региональных театров, грантовая поддержка коллективов, реализация проекта «Большие гастроли» — это масштабная системная плановая работа, которая продолжится и по окончании Года театра.
— Учитывая, что часть инициатив, вошедших в нацпроект, уже реализовывались ранее в рамках различных государственных и целевых программ Министерства культуры, что из нововведений нацпроекта вы бы отметили?
— Например, раньше не создавались модельные библиотеки. Только несколько опытных проектов, реализованных на внебюджетные средства по моей личной просьбе Иностранкой (Библиотекой иностранной литературы имени М.И. Рудомино. — Прим. ред.). Виртуальные концертные залы прежде где-то создавались силами регионов с небольшой поддержкой из федерального бюджета. Но мы должны понимать, что виртуальный концертный зал — это не просто место, где установлено оборудование и куда раз в месяц приходят любители музыки. Надо, чтобы вокруг него была организована активность, а это уже задача местных властей. Весь Конкурс Чайковского будет транслироваться в этих залах, но вопрос в том, что будет сделано, чтобы оборудование не пылилось. Потому что мы имеем и отрицательные примеры. Я могу сказать, что кинофикация цирков дает крайне слабые результаты. Оборудование есть, но руководство Росгосцирка с задачей не справилось абсолютно, не смогло организовать и привлечь людей.
— Кстати, почему цирки не вошли в нацпроект «Культура»?
— Дело в том, что цирки — отдельные казенные учреждения, которые и так финансируются Минкультом. Они получают субсидию больше миллиарда рублей каждый год. Сейчас мы в очередной раз сменили руководство в Росгосцирке и надеемся, что это поможет навести порядок. Мы ушли от того, чтобы назначать руководителей из отрасли в цирке, потому что это бесконечные клановые войны. Теперь туда пришел внешний эффективный менеджмент. Мы будем помогать, надеемся, что они будут «над схваткой» и сделают все, чтобы наше цирковое наследие не пропало, а, наоборот, все самое лучшее и интересное мы поддерживали. Артисты-то у нас замечательные, с управлением проблемы.
— Возвращаясь к теме виртуальных концертных залов и других цифровых проектов, нет ли риска, что они отнимут посетителей у «живых» музеев и театров, ставя тем самым под вопрос главную цель нацпроекта «Культура» — к 2024 году увеличить на 15% посещаемость учреждений культуры?
— Во всем нужно в первую очередь искать возможности, а не угрозы. Ведь у нас огромная страна. И далеко не все могут посетить Третьяковскую галерею или сходить на концерт в Московскую филармонию. Эту проблему нужно решать, и мы на протяжении нескольких последних лет ведем системную работу в данном направлении.
Создан и активно развивается портал «Культура. РФ», на котором собраны обучающие видеоматериалы, виртуальные музейные экскурсии, спектакли наших лучших театров и многое другое. По нашему опыту, проведение трансляций концертов и спектаклей в интернете и создание виртуальных музеев только увеличивает посещаемость учреждений культуры. Ведь растет информированность аудитории. Использование современных технологий и медиасервисов позволяет более эффективно донести информацию о многообразии культурной жизни.
Такие технологии, как, например, дополненная реальность, позволяют по-новому посмотреть на коллекции наших музеев. В рамках нацпроекта на платформе «Артефакт» будут созданы 450 мультимедийных гидов по выставкам и экспозициям наших музеев.
Что касается НЭБ (Национальной электронной библиотеки. — Прим. ред.), то это дополнительная возможность, в том числе для посетителей библиотек получить доступ к знаниям. Именно с этой задачей мы связываем реализацию проекта по модернизации муниципальных библиотек. Будут созданы 660 библиотек нового типа с обновленным и удобным пространством, куда хочется прийти. Но важно это новое пространство наполнить смыслом, обеспечить доступ к цифровым ресурсам, обновить книжный фонд, сформировать программу мероприятий, интересных для посетителей.
— Еще один важный аспект нацпроекта — поддержка охраны культурного и исторического наследия через установку памятников силами Российского военно-исторического общества (РВИО) и восстановления усадеб. Достаточно ли этого или планируется включить в нацпроект другие инициативы по защите наследия?
— Сохранение культурного и исторического наследия — это не только реставрация и уход за объектами культурного наследия, например усадьбами. В охране от забвения, от фальсификаций нуждается и память о подвигах нашего народа, о выдающихся людях. В этом году в рамках федерального проекта «Творческие люди» будет открыто до 30 новых мемориальных комплексов, каждый из них — знаковый. Это в дополнение к той работе по обновлению и благоустройству воинских захоронений, которую РВИО ведет планомерно в течение всех лет своей деятельности.
В нашей стране до сих пор существуют крупные воинские захоронения солдат Великой Отечественной войны, на которых нет даже памятных табличек с именами героев. Наша задача — восполнить этот пробел. Так, накануне Дня Победы РВИО открыло памятники и обелиски в Калужской, Орловской и Тамбовской областях. В городе Жуков Калужской области на Аллее Героев установлены девять бронзовых бюстов уроженцев этого города, удостоенных высоких званий в годы войны. Это стало важным событием в жизни области.
В планах — установка мемориалов в Грозном и Костроме, Ленинградской, Ростовской и Челябинской областях. Сейчас в РВИО поступает большое количество обращений из регионов с просьбой об установке мемориалов. Только в прошлом году мы получили порядка 50 таких обращений. Республики Саха, Тыва, Удмуртия, Карачаево-Черкесия — география довольно широка. Хочу подчеркнуть, что в половине случаев инициатива исходит даже не от местных властей, а от самих жителей регионов. Это обращения простых людей, которые нашли поддержку на уровне правительства области или республики и были далее направлены в РВИО.
В этом году в рамках нацпроекта будут установлены памятники, которые уже на этапе создания получили большой общественный резонанс, причем сугубо положительный. Это памятники маршалу Константину Рокоссовскому в Улан-Удэ, композитору Дмитрию Шостаковичу в Самаре, писателю Даниилу Гранину в Санкт-Петербурге, императору Александру III в Гатчине.
И еще один интересный момент. Большинство архитектурно-художественных решений выбирается в ходе открытых творческих конкурсов. Предлагать свои работы могут как известные, так и начинающие авторы. Например, победителем Международного открытого творческого конкурса по созданию памятника императору Александру III стал Владимир Бродарский — выпускник Петербургской академии художеств. А жюри конкурса на лучший проект памятника писателю Даниилу Гранину получило 23 заявки из разных регионов. Таким образом, программа помогает выявить талантливых скульпторов, открывает новые имена.
— Какой показатель лично для вас наиболее наглядно будет свидетельствовать об успехе нацпроекта?
— Благодаря нацпроекту в стране появятся тысячи новых и модернизированных объектов, современным оборудованием будут оснащены более 3,5 тысяч учреждений культуры. Но важно даже не это. Важно изменить жизнь людей. Считать нацпроект успешным можно, если у нас будут полные залы сельских домов культуры и детских театров, полные кинозалы, если в регионах появятся очереди на музейные выставки. Иными словами, если люди во всех регионах сделают выбор в пользу культурного продукта, который нам удастся создать.