Философия и религия: борьба или сотрудничество?
В этом году в Москве в издательстве «Академический проект» вышла книга «Философская и религиозная составляющие человеческого духа». Книга издана под эгидой Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Грозненского государственного нефтяного технического университета им. академика М. Д. Миллионщикова. Автор книги – доктор философии Мурат Юсупович Келигов, известен читателю по таким философским работам, как «Сова Минервы», «Homosapiens: преходящий феномен».
В данной работе автор поставил перед собой задачу большой теоретической и практической важности – исследование взаимодействия философии и религии как родственных, имеющих глубинную сопряженность областей общественного сознания и духовности. Для решения заявленной задачи автор анализирует огромное число трудов, посвященных вопросам как философии, так и религии. Исследуются истоки и пути развития многочисленных философских учений, с одной стороны, и религиозной веры, с другой.
Человеческий дух понимается автором как целостная система теоретических и практических духовных форм мировоззрения, из числа которых в центре внимания находится осмысление взаимодействия двух генетически и функционально близких областей духовной культуры: философии и религии.
Автор скрупулезно анализирует позиции, основополагающие принципы и пути развития учений философских и религиозных мыслителей, в том числе и радикальных, придерживающихся крайних взглядов. Например, таких непримиримых борцов против религиозной веры, как Р. Докинз и К. Хитченс, которые выставляют религию как средоточие всех людских пороков и преступлений, или одного из Отцов Церкви – Тертуллиана, считавшего, что нет нужды в любознательности после Иисуса Христа, и истину искать не стоит после Евангелия. И в результате автор приходит к выводу, что истина не у тех и не у других, а как это часто бывает, находится где-то посередине.
По мысли автора книги, попытки подчинить философию религии или, наоборот, заменить религию философией деструктивны по сути и приведут к уничтожению и религии и философии, что, в свою очередь, губительно для жизни духа в целом. Потому что органическое единство духовной культуры при сохранении и активном взаимодействии всех составляющих ее основных духовно-мировоззренческих образований есть необходимое основание ее жизненности и исторической перспективы. Человеческому обществу необходимы обе формы мировоззрения – и философия, как критическая рефлексия человеческого разума, и религия, как «мировоззрение для масс».
У философии и у религии различные пути, а иногда разнятся и задачи и цели. Например, автор устанавливает, что задача философии – «смущать людей» и укреплять их дух, а цель религии – успокаивать людей и смирять их дух. Из чего вытекает, что философия и религия никогда не могут слиться полностью. Этот вывод подтверждается, по мысли автора рассматриваемой книги, также и тем, что есть предел взаимных уступок и компромиссов для философии и религии, за которыми наступает для каждой из этих областей познания и духовной культуры потеря ими своих специфически-сущностных черт.
Вывод автора однозначен: «Нельзя адекватно понять природу религиозного духа, его современное состояние и исторические перспективы, не обращаясь к его взаимодействию с философским духом. В свою очередь, философия, позиционирующая себя как критическая рефлексия над всем духовно-интеллектуальным опытом человечества, без осмысления жизни религиозного духа будет неполновесной, существенно обедненной». Поэтому между апологетами этих двух форм мировоззрения остро необходим диалог – конструктивный и доброжелательный, для чего и той и другой стороне нужно «духовное терпение». Но в настоящее время автор книги не видит достаточных условий и предпосылок для такого диалога. И поэтому автор настоятельно подчеркивает необходимость усилий философов и теологов, «направленные на выявление того, что сближает, объединяет, взаиморазвивает эти духовные познавательные области».
На вынесенный в заголовок вопрос автор исследования дает однозначный ответ: философы и теологи обязаны найти основы и условия для взаимодействия под угрозой гибели нашей духовности – этого надбиологического принципа, «делающего человека человеком» (М. Шелер).
Думается, что новая работа известного ученого М. Ю. Келигова, без сомнения, будет полезна всем, кого интересуют вопросы социальной философии и религии.
Редактор НБРИ Х. А. Накостоев