Ежегодно, 13 января в России отмечается День печати. И не зря именно в этот день, ведь дата приурочена к выходу в 1703 году первого номера газеты «Ведомости».
Это праздник самых важных и востребованных профессий в издательском деле: издателей, журналистов, редакторов, писателей, корректоров.
И кончено же, что праздник всех читателей!
А у каждого читателя есть свои вредные привычки, одна из них — не знакомиться с биографией автора при прочтении произведения. Как следствие, упускаются важные и интересные факты о жизни и творчестве писателя.
Сегодня мы посвятили свою выставку некоторым, несправедливо упущенным фактам об известных писателях, которые были не слишком известными журналистами.
Но о том, что Сергей Довлатов был журналистом, наверное, знают все. Ведь каждое его произведение буквально кишит профессиональными наблюдениями и отсылками к редакциям газет.
Автор 'Соло на ундервуде', 'Компромиссов' и 'Чемодана'; журналист 'Костра' и публицист самиздатов, в 1976 году Сергей Довлатов был исключен из Союза журналистов СССР и через три года эмигрировал в Нью-Йорк, где стал главным редактором еженедельной газеты 'Новый американец'. За двенадцать лет эмиграции Довлатов издал двенадцать книг в США и Европе, за что ему огромное спасибо.
После смерти Довлатова в 1990 году в свет вышли еще более 8 посмертных книг. Екатерина Довлатова, дочь писателя, во вступительной статье об издании одной из них — «Речь без повода… или Колонки редактора», вышедшей в 2006 году, говорит: «Перед вами та часть жизни Сергея Довлатова, которая является журналистским периодом, периодом его работы в газете «Новый американец». В этом издании собраны все «колонки редактора», статьи, интервью, отклики на злобу дня. Мне хотелось ознакомить российского читателя с Сергеем Довлатовым — нью-йоркским журналистом. Довлатов работал в многотиражках и до того, в Таллинне и Ленинграде, но это была своя газета, газета эмигрантов третьей волны, газета без надзора органов и партии. Это была независимая газета».
Как выяснилось в процессе подготовки выставки, известный американский писатель Сэмюэль Клеменс, который писал под псевдонимом Марк Твен, был не только блистательным драматургом, но также журналистом и оратором.
В очерке «Мои первые подвиги на газетном поприще», писатель повествует, как в тринадцатилетнем возрасте, он на неделю подменил своего дядю, редактора еженедельника «Ганнибал Джорнэл», и что из этого получилось. В этой газете Марк Твен получил первый журналистский и литературный опыт.
В новелле «Журналистика в Теннеси» (1869) Твен высмеивает нравы американской журналистики.
Герой другой новеллы Твена «Как я редактировал сельскохозяйственную газету», оказавшись в тяжелом материальном положении, подменяет на время отпуска главного редактора сельскохозяйственной газеты, ничего не понимая в этой сфере. На сегодняшний день, к сожалению, ситуация вызывающая скорее слезы, чем смех, но рейтинги этой газеты, определенно взлетели, ведь в своих статьях горе-редактор пишет, что брюкву не нужно рвать руками, достаточно потрясти дерево. Тыква теперь относится к семейству апельсиновых, а от жары рекомендуется сажать блины и кукурузные початки.
Если пороки американской журналистики в новеллах и рассказах Твен описывал с юмором, то в речи «Разнузданность печати», произнесенной писателем в клубе журналистов в Хартфорде в 1873 году, он с горечью отмечал состояние журналистики, возлагал на американскую прессу ответственность за нравственную деградацию общества. Поздний Твен все чаще обращается к жанру памфлета.
Известнейший колумбийский писатель, лауреат Нобелевской премии, представитель «магического реализма», автор шедевров мировой литературы "Полковнику никто не пишет" и "Сто лет одиночества", Габриэль Гарсия Маркес значительный период своей жизни тоже посвятил журналистике.
В 1946 году он поступил в Национальный университет Боготы на юридический факультет. Но в 1950 году, прервав учёбу раньше срока, он решил посвятить себя журналистике и литературе.
С 1954 года Маркес нашел себя в журналистике, устроившись корреспондентом в газету «Эль Эспектадор», где публиковал небольшие статьи и рецензии на фильмы.
Чарльз Майкл "Чак" Паланик — американский романист-сатирик и независимый журналист, живущий в Портланде, штат Орегон, США. Наиболее известен благодаря роману "Бойцовский клуб", который позже был снят Дэвидом Финчером.
Чак, как и Сергей Довлатов, профессиональный журналист. В 1986 году Паланик окончил школу журналистики при Орегонском Университете. Вскоре после этого он переехал в Портланд, где писал для местных газет, пока не устроился на работу механика в компанию, производящую грузовики.
Только через несколько лет Чак опять вернулся к литературе, в результате чего на свет появился сначала "Бойцовский клуб", а затем и ряд других бестселлеров — "Невидимые монстры", "Уцелевший" и "Удушье".
Дебют Эрнеста Хеменгуэя в качестве писателя состоялся в школе, в небольшом школьном журнале «Скрижаль», где, в основном, публиковались репортажи о спортивных состязаниях и концертах.
После выпуска из школы он переехал в Канзас-Сити, где, вместо высшего образования получил работу в местной газете «The Kansas City Star».
Молодой репортёр выезжал на все происшествия, был знаком со всеми притонами, сталкивался с наёмными убийцами и мошенниками, бывал на пожарах и в тюрьмах. Этот период жизни и приобретенный опыт впоследствии нашли свое отражение в творчестве автора.
После Первой мировой войны, Хеменгуэй переезжает в Торонто (Канада), чтобы снова вернуться к журналистике. Газета «Торонто Стар», дала репортёру полную свободу творчества, но оплачивались лишь опубликованные материалы. Первые работы Эрнеста — «Кочующая выставка картин» и «Попробуйте побриться бесплатно» — высмеивали снобизм любителей искусства и предрассудки американцев. Позднее появились более серьёзные материалы о войне, о ветеранах, которые никому не нужны у себя дома, о гангстерах и глупых чиновниках.
После переезда в Европу, происходит "переход" Хеменгуэя из журналиста в писатели. И только Вторая мировая война вновь разбудила Хемингуэя-репортера. Возможно, дело в том, что военная тема была одной из самых любимых для Хемингуэя, поэтому с началом войны он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон в качестве корреспондента.
Мало кто знает, но соавтор "12 стульев" и "Золотого теленка", одессит Илья Ильф, также работал журналистом и даже редактором в ряде юмористических журналов.
В основном Ильф писал заметки юмористического и сатирического характера, чаще всего фельетоны. В 1923 году, переехав в Москву, стал сотрудником газеты "Гудок". Именно там он и познакомился с Евгением Петровым, вместе с которым в 1927-1928 годах создали свой первый шедевр — "12 стульев".
Фельетоны соавторства Ильфа и Петрова в течение многих лет публиковались и во флагмане советской прессы — газете "Правда".
Конечно, это далеко не все писатели – журналисты, о которых можно рассказать, но, возможно, этот обзор сподвигнет вас обращать внимание на биографии авторов и в частности, на такой интересный факт, как профессия писателя, ведь порой, многое обретает иной смысл, если знать истоки.
Уважаемые специалисты, обеспечивающие выход книг, журналов, сборников, альманахов и газет на бумажных и цифровых страницах, мы поздравляем вас, с вашим праздником, а всех читателей с тем, что вы у нас есть!