За сто лет со дня своего рождения Джемалдин Яндиев (1916-1979) уже доказал, что он уникальный и неповторимый национальный лирик. И проблема современников не в том, чтобы в научных, публицистических опусах восхвалять поэта, а в том, чтобы научиться читать и осмысливать его творчество в свете тревожных вызовов нынешнего века. Его творчество до сих пор не изучено, не исследовано в полном объеме; нет основательных биографических изысканий, не представлена совокупно прижизненная и современная библиография; нет ни одной научной и литературно-критической монографии, на сегодняшней день не издано полное собрание сочинений на родном языке, не говоря об академическом издании его текстов с комментариями, текстологическим анализом вариантов и т.д.
Поверхностные и малосодержательные, с точки зрения современного литературоведения и профессиональной литературной критики (не любительской журналистской «публицистики») «статьи» о поэте к очередным годовщинам жизни и смерти, в лучшем случае сводят его творчество к «пейзажно-патриотической лирике» и чтению одних и тех же (безусловно, выдающихся) стихотворений на ингушском и русском языках на школьных литературных «утренниках», выстроенных по одному сценарию, а также в «литературных передачах» местных радио и телевидения с «говорящими головами», трогательно-элегически повторяющими одни и те же цитаты из статей одного и того же «яндиеведа».
В прошлые годы советская догматика сковывала прочтение и анализ его произведений, изначально предопределяя описательно-наративное, дидактически-популяризаторское, идеологически-конъюнктурное толкование стихов поэта в духе позитивного гражданского концепта «строительства светлого будущего».
Сегодня мы обязаны говорить о том, что основной массив произведений Дж. Яндиева (конечно, в серьезном научном разговоре) – это «исполненное демократического, антитоталитарного, нациософского смысла и творческого пафоса» (Ю.Барабаш) наследие непреходящего значения. Лирика Яндиева, характеризующаяся узнаваемыми маркерами в экзистенциальном, нравственно-этическом и духовном аспектах, должна серьезно обсуждаться, профессионально-научно, комплексно изучаться.
Нам представляется, что сегодня самой большой бедой является то, что в свете современного кризиса идей, смыслов и идеалов некому осмысленно развернуть филологический, а также просветительский дискурс о нравственно-эстетической ценности поэзии Дж. Яндиева, ее влиянии на духовный мир читателя. Особенно молодого. Его особенно жаль: затянувшееся безвременье симулякра, выдающего подделки за шедевры, дает молодежи искаженную картину мира, уводя ее в тупиковые и темные лабиринты поисков «духовной», «религиозной», «национальной» и т.д. идентичности, часто приводящие к физической и нравственной гибели.
Современное чтение и осмысление текстов Дж. Яндиева необходимо как с точки зрения формирования у одних художественного вкуса, так и переформатирования его у других, «инфицированных» графоманским валом литературной пошлятины новоявленных «великих», «выдающихся», «классиков» и т.д.
Не менее важным является и развитие поэтического сознания у молодежи посредством чтения произведений Дж. Яндиева. Она (молодежь) ныне остро нуждается в подлинных и художественно полноценных текстах. Потому что его поэзия абсолютно способна «воспитывать в человеке чувства добрые, формировать более сложные духовные начала» (Г.Горбовский).
Ингушским ученым и педагогам в анализе творчества Дж. Яндиева необходимо прозревать неотделимость, его высокой и чистой по своей душевной интонации поэзии от проблем духовности современного ингушского общества, находящегося в смятении, неустойчивости, агрессивных комплексах, рожденных калечащей сознание и судьбы молодых поколений постсоветской псевдоимперской псевдопатриотической, псевдогуманистической, бесперспективной политики и практики государства. Актуальность новаторского подхода к изучению поэзии Дж. Яндиева вызвано весьма плачевным состоянием преподавания в средней и высшей школах республики.
Потребительское отношение к культуре – только как к зрелищному масскульту – рождает усредненный (примитивный) уровень и не способствует развитию художественного вкуса, творческого мышления и эстетической ориентации молодого ингуша, которого мы хотим видеть зрелой нравственной личностью, а не объектом «культурного» зомбирования и манипулирования.
Марьям Яндиева
август 2016,
Москва