Горданова Малика Абузаровна
Заслуженный учитель Российской Федерации, Заслуженный учитель Республики Ингушетия, Отличник Народного просвещения, награждена медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», значком «Учитель года России». Основала мемориально-краеведческий музей «Славы».
Горданова М.А. родилась 2 ноября 1947 года в селении Черноречье Павлодарской области Каз. ССР. В 1955 году пошла в школу. В 1965 году семья вернулась на родину в с. Плиево Назрановского района ЧИ АССР, где в 1966 году Малика Абузаровна закончила среднюю школу. В этом же 1966 году начала педагогическую деятельность, работала пионервожатой, а с 1968 - учителем истории.
В 1973 году закончила заочное отделение исторического факультета Чечено-Ингушского государственного университета.
С 1970 по 1975 год работала заместителем директора по воспитательной работе. С 1975 по 1980 год - завучем СШ № 2 с. Плиево, где создала кабинетную систему, организовала учебную и методическую работу, нацеленную на высокое качество знаний.
В 1981 году назначена директором СШ № 1 с. Плиево. За два года работы Гордановой удалось сплотить коллектив, направив его деятельность на результативную творческую работу. Школа приобрела новый облик, расширила круг внеурочной деятельности, в работе учителей появились новые подходы к обучению.
В 1982 году, в связи с переменой места жительства, переведена директором ОСШ с. Кантышево, где вновь проявила способности руководителя, создав условия для деятельности учителей, направленной на конечный результат.
С 1986 по 1990 работала заместителем заведующего Назрановским РОНО.
В 1990 году по семейным обстоятельствам переехала в с. Плиево. Работала учителем истории и права, а с 1997 г. – директором СШ №13 м/о Плиевский (бывшая СШ №2, вновь переименована в 2010 году).
С 1990 по 1997 год руководила районным и городским методическим объединением учителей истории и права. В 1996 году по поручению Министерства образования Республики Ингушетия, изучив опыт Кабардино-Балкарского ИПК, подготовила программу перехода школ республики на новую структуру исторического образования.
В этом же году стала победителем Республиканского конкурса «Учитель года» и достойно представила республику на конкурсе «Учитель года России» в Москве.
Участвовала в международных семинарах в Москве и Домбае по теме «Проблемы преподавания истории и права в школах Российской Федерации», организованных Советом Европы. По приглашению министерства образования РФ и «Учительской газеты» принимала участие в педагогических семинарах «Система образования» в Австралии, Англии и Шотландии. В 2004 году участвовала в слете «Учителей года» в Санкт-Петербурге.
Школа, которой она руководила, стала одним из ведущих общеобразовательных учреждений республики, центром воспитания патриотизма и гражданственности.
В 2007 году школа стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации.
Горданова М.А. делится своим опытом, имеет методические публикации, целый арсенал методических разработок уроков истории и права, внеклассных мероприятий, направленных на воспитание патриотизма и гражданственности. Её деятельность постоянно освещается в средствах массовой информации, где печатаются ее выступления по проблемам реформирования образования и новым подходам к обучению и воспитанию учащихся.
Круг интересов и увлечений Гордановой широк и многогранен, во всем, чем бы она не занималась, проявляется её талант и присущий ей профессионализм во всем. Она не только замечательный педагог и организатор, но и поэт, художник, модельер и дизайнер.
Особой заслугой Гордановой М.А. является создание в 2000 году мемориально- краеведческого музея Славы, один зал которого посвящен первому Герою России генерал-майору авиации Осканову С.С., командовавшему Липецким авиацентром и совершившему свой подвиг в липецком небе.
В настоящее время Горданова М.А. руководит школьным музеем и поисково-краеведческим клубом «Патриот», члены которого неоднократно становились победителями региональных и всероссийских конкурсов, а занимаясь поиском забытых участников войн, вернули из забвения более сорока человек – тех, кто считался без вести пропавшими или погибли, и были забыты, когда не стало их близких.
Ряд лет является членом жюри в республиканском конкурсе «Учитель года», членом Экспертного совета по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Ингушетия.
Главной отличительной чертой Гордановой, где бы она не работала, являлось высокое профессиональное мастерство, творческий поиск, умение понимать и чувствовать каждого учащегося школы, заботиться о нем, создавая школу доступную и комфортную для детей. Она всегда остается учителем в самом высоком смысле этого слова. Методическая общественно- педагогическая деятельность в республике и за ее пределами подтверждает высокий уровень ее педагогического мастерства, организаторских способностей и широкий диапазон интересов и сфер деятельности. Сотни её учеников стали хорошими специалистами, работают в министерствах и ведомствах, занимаются преподавательской деятельностью, заняты в производстве или в сельском хозяйстве. Неизменно одно, все они несут в себе и воспитывают в своих детях высокие качества человека и гражданина.