Библиотеки Ингушетии: современные тенденции развития

Национальная библиотека Республики Ингушетия им. Дж. Х. Яндиева

Научно-методический отдел

 

 

Библиотеки Ингушетии:

современные тенденции развития

 

Региональная научно-практическая конференция

Сборник материалов

 

16 ноября  2017 г.

г. Сунжа

 

 

 

 

УДК 02

ББК 78.34 (2Рос=Инг)

Б 594

 

 

 

Составитель: Сурхоева С.Б.

Редактор: Накостоев Х.А.

 

 

Библиотеки Ингушетии: современные тенденции развития [Текст]: сборник материалов научно-практической конференции / сост.: С.Б. Сурхоева; Национальная библиотека Республики Ингушетия им. Дж. Х. Яндиева. –              г. Сунжа, 2018. – 92 с.

Введение

Вступление человечества на новую, цифровую,  ступень развития поставило перед обществом, и, в первую очередь, перед библиотеками, как общественными институтами, новые задачи. Одной из главных задач является соответствие запросам общества  и опережение этих запросов.

Мы живем в мире, в котором нужно постоянно меняться. И именно библиотека должна стать тем местом, где реализуются самые разные потребности людей – доступ к знаниям, развитие творческих способностей, поиск новых возможностей карьеры и жизни, приобретение новых полезных навыков, духовное развитие, проведение досуга.

Для того чтобы решать эти задачи, быть востребованными обществом, библиотеки должны переходить на новые формы услуг и переводить свои традиционные  сервисы в соответствие с передовыми тенденциями развития общества.

С целью анализа деятельности библиотечной сети Ингушетии и определения пути ее дальнейшего развития в Национальной библиотеке Республики Ингушетия состоялась научно-практическая конференция «Библиотеки Ингушетии: современные тенденции развития».

В работе конференции приняли участие представители библиотечных учреждений: Национальной библиотеки, муниципальных общедоступных библиотек Республики Ингушетия.

В данный сборник включены материалы докладов научно-практической конференции «Библиотеки Ингушетии: современные тенденции развития», организованной Научно-методическим отделом НБРИ.

 Доклады конференции затрагивают вопросы нормативно-правового регулирования деятельности библиотек, приоритетных направлений развития библиотечных учреждений Ингушетии, способствуют обеспечению обмена профессиональной информацией, в вопросах поддержки книги и чтения. Материалы конференции будут интересны работникам библиотек всех систем и ведомств.

 

ПРОГРАММА

Региональной научно-практической конференции

«Библиотеки Ингушетии:

современные тенденции развития»

16 ноября  2017 год

 

 

9.00-10.00

Регистрация участников конференции

10.00-10.10

Открытие конференции

Приветствия участникам конференции:

Сурхоева Сапият Багаудиновна, заведующая Научно-методическим отделом НБ РИ

 

 

10.10-10.30

Библиотечная сеть Республики Ингушетия в контексте новых нормативов обеспеченности населения общедоступными библиотеками: Результаты мониторинга НМО.

                                       Сурхоева Сапият Багаудиновна, заведующая Научно-методическим отделом НБ РИ

 

 

10.30-10.40

Приоритетные направления в деятельности библиотек МКУ «ЦБС Малгобекского района»

                                                       Яндиева Диана Султан-Гиреевна, заведующая Отделом обслуживания читателей Центральной библиотеки

 

10.40-10.50

Детская библиотека – культурно-образовательный и воспитательно-информационный центр

                                                              Аушева Марем Хожмагометовна, методист по работе с детьми МКУ «ЦБС г. Назрань»

10.50-11.00

Инновационные методы в массовой работе

                                                                           Амирханова Марина Салмановна, заведующая библиотекой г.Карабулак

 

11.00-11.20

Детская библиотека - как развивающая среда

                                                                             Гандарова Эсет Табиевна, директор МКУ «ЦБС Сунженского района»

11.20-11.30

Массовая работа в библиотеках Джейрахского района

Илиева Марьям Магомедовна, заведующая

библиотекой-филиалом с.п. Гули

 МКУ «ЦБС Джейрахского района»

 

 

11.30-11.40

Инновационные методы работы в сельских библиотеках

Евлоева Мака Ахметовна, заведующая

Методико-библиографическим отделом

«ЦБС Назрановского района»

 

11.40-12.10

Подведение итогов работы конференции и обмен мнениями

 

БИБЛИОТЕЧНАЯ СЕТЬ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ НОРМАТИВОВ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОБЩЕДОСТУПНЫМИ БИБЛИОТЕКАМИ: 

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА НМО

Сурхоева Сапият Багаудиновна,

заведующая Научно-методическим отделом

Национальной библиотеки Республики Ингушетия

им. Дж. Х. Яндиева

Деятельность общедоступных библиотек по осуществлению библиотечного обслуживания населения регламентируется федеральным и региональным законодательством, а также нормативно-правовыми документами.

В последние годы на федеральном уровне принято много основополагающих документов, сформировавших основные направления развития общедоступных библиотек. Особенно это относится к  документам, принятым в последние два года, которые прошли для библиотечного сообщества  под знаком мониторинга сети общедоступных библиотек в связи с разработкой и утверждением  различных вариантов нормативов по размещению библиотек.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

В 2017 году внесены изменения в социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства РФ 03.06.1996 г. № 1063-р (утв. Распоряжением Правительства РФ 26.01.2017 г. № 95-р).

Принята концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства РФ 03.06.2017 г. № 1155-р).

Резолюция парламентских слушаний на тему "Законодательные инициативы по введению государственного (муниципального) социального заказа на оказание услуг в сфере культуры (Комитет Государственной Думы по культуре, 21 сентября 2017 года).

Рекомендации парламентских слушаний "Проблемы доступности учреждений культуры для населения. Совершенствование нормативно-правовой базы и правоприменительной практики". Проект (Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Комитет по культуре. 13.07.2017 г.).

Руководство по краеведческой деятельности центральной библиотеки субъекта РФ (принято 18.05.2017 г. на Всероссийском библиотечном конгрессе).

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы  (утв. Указом Президента РФ 09.05.2017 г. № 203)

В 2016 году приняты Методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры.

Методические рекомендации Министерства культуры РФ по обеспечению условий доступности услуг организаций культуры.

О состоянии библиотек Российской Федерации: решения, принятые на заседании Правительства  РФ 9 ноября 2016 года.

Приказ Министерства культуры РФ от 26.08.2016 г. № 1947 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений культуры, искусства, образования и науки, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации".

Распоряжение Правительства РФ № 54-р от 21 января 2016 г. "О предоставлении в 2016 году межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на поощрение лучших муниципальных учреждений культуры на селе и их работников".

Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» С изменениями и дополнениями от 28 декабря 2016 года.

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

       В соответствии с федеральным законодательством, на региональном уровне принят только Закон  «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов». В законе обозначены цели и приоритетные направления региональной политики, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере библиотечного дела.

 Документ был принят Народным Собранием Республики Ингушетия 25 декабря 2008 года (Ряд изменений и дополнений были внесены  в  2011, 2012, 2015 годах). 

К сожалению, законодательному регулированию учреждений культуры, в частности, библиотечного дела, в регионе уделяется недостаточное внимание.

            Корректировка соответствующих изменений, вносимых в федеральное законодательство, законодательством региона, в лучшем случае, осуществляется с опозданием, в худшем – не осуществляется вообще. К примеру, 6 июня 2016 года в статью 23 федерального закона от 29 декабря 2017 года «О библиотечном деле» были внесены изменения, установившие запрет на ликвидацию сельских библиотек без проведения опроса населения. В настоящее время в нашем субъекте не привели региональное законодательство в соответствие с этой нормой.  Насколько мне известно, на муниципальном уровне до сих пор не приняты нормативные правовые акты, регулирующие порядок оказания муниципальных услуг, утвержденные Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Во всяком случае, от муниципальных органов исполнительной власти мы не смогли добиться сведений в данном направлении, для предоставления в федеральный центр.

Наблюдается низкий уровень правовой культуры некоторых руководителей муниципальных библиотек и отсутствие у них опыта по подготовке и составлению на должном уровне тех или иных документов. Что усложняет получение с мест ответов на письма и документы, направляемые в республику с федерального центра.

На сегодняшний день на региональном уровне органами государственной власти субъекта и органами местного самоуправления должны быть разработаны и утверждены следующие документы, имеющие важное значение для библиотечного сообщества республики:

- Документ, принятый с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 3 июня 2015 года №151-ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О библиотечном деле» о необходимости проведения опроса населения сельских поселений при  принятии решения о реорганизации или ликвидации сельских библиотек. (Необходимо подготовить и представить на утверждение в региональное Министерство культуры и архивного дела  Рекомендации по проведению опроса населения сельских поселений Республики Ингушетия при  принятии решения о реорганизации или ликвидации сельских библиотек);

- Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки, утвержденный Министерством культуры Российской Федерации 31 октября 2014 году;

- Методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, предусмотренными распоряжением Министерства  культуры  РФ от 27 июля 2016 года № Р-948;

- Методические рекомендации и нормы обеспеченности населения региона общедоступными библиотеками в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Распоряжением МК РФ от 2 августа 2017 года N Р-965;

- Положение об электронной библиотеке.

 

БИБЛИОТЕЧНАЯ СЕТЬ

 

В настоящее время на уровне субъекта РФ действуют 1 государственная и  49 муниципальных библиотек.

Практика показала, что наиболее эффективной формой организации работы библиотек является централизация. На сегодняшний день сохранена целостность  5-ти централизованных библиотечных систем республики, имеющих статус районных и городских систем, в состав которых входят 48 муниципальных библиотек. 1 (одна) библиотека, является муниципальным казенным учреждением культуры города Карабулак, имеет юридический статус самостоятельной единицы в составе администрации города.

В сельской местности расположено – 35 библиотек (до 2016 года – 37, в связи со сменой статуса сельского поселения на городской округ, 2 библиотеки Сунжи стали городскими);

в городской местности – 14;

статус юридических лиц имеют – 6;

из них в сельских населенных пунктах – 2;

в городских населенных пунктах – 4.

Общее количество филиалов, входящих в состав пяти ЦБС, составляет – 43;

из них в сельских населенных пунктах – 32;

в городских населенных пунктах – 11.

Число пунктов обслуживания пользователей, находящихся вне стен библиотек, – 2;

из них в сельских населенных пунктах – 0;

в городских населенных пунктах – 2.

Число передвижных библиотек (библиобусов) – 0.

Число внестационарных отделов библиотек – 1 (Сунженская ЦБС).

Общее количество библиотек для детей составляет  ­­­­­­­­­­­­5 ед., из которых

1 расположена в сельской местности,  4 – в городской.

Все общедоступные библиотеки являются муниципальными казенными учреждениями.

Функции организационно-методических центров общедоступных муниципальных библиотек осуществляют центральные районные и центральные городские библиотеки, имеющие статус юридических лиц.

В 2016   году состоялось открытие новой библиотеки в сельском поселении Нижние Ачалуки Малгобекского муниципального района, однако на общее количество библиотечной сети данная ситуация не отразилась, так как в отчетном году была закрыта библиотека с.п. Вознесенское Малгобекского муниципального района, находившаяся в оползневой зоне. Вследствие  сильных ливневых дождей здание библиотеки было частично затоплено и не подлежало восстановлению. Пострадала также некоторая часть книжного фонда библиотеки и мебель. Уцелевшая  часть фонда  закрытой библиотеки   передана  в  новую  библиотеку с.п. Нижние Ачалуки.    

Вознесенская библиотека просуществовала с 1924 года по май 2016 года.

Как я уже говорила выше, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января текущего года  утверждены изменения, внесенные в социальные нормативы и нормы обеспеченности населения организациями культуры, одобренные распоряжением Правительства РФ от 3 июля 1996 г. N 1063-р.

Возможные последствия применения и внедрения новых нормативов, их влияние на состояние библиотечных систем позволил определить мониторинг, проведенный РНБ, в котором участвовали все субъекты РФ, в том числе и наш регион.

Результаты проведенного Научно-методическим отделом Национальной библиотеки мониторинга показали, что применение новых нормативов может привести к следующим изменениям сети общедоступных библиотек Республики Ингушетия.

 

На уровне субъекта РФ.

 

Под угрозу сокращения (закрытия, реорганизации) государственная библиотека, естественно,  НЕ попадает.

 

На уровне городского округа.

 

Под угрозу сокращения (закрытия) попадают 2 муниципальные библиотеки в городском округе Назрань:

в Альтиевском  административном округе, население – 8 тысяч человек;

в Гамурзиевскомадминистративном округе, население – 12 тысяч человек.

Необходимо открыть:

 - 3 муниципальные общедоступные библиотеки в Центральном административном округе г. Назрань, так как население данного округа составляет 73 тыс. человек;

-  1 общедоступную библиотеку в городе Карабулак с числом жителей 40 тысяч человек (в данное время функционирует только 1 библиотека).

 - 1 детскую библиотеку в городском округе  Назрань (детское население школьного возраста составляет 25 тысяч человек,  функционирует одна библиотека);

- 1 детскую библиотеку в г. Карабулак (детское  население города  составляет

10 тысяч человек, детские библиотеки отсутствуют). 

В проведении реорганизации библиотек НЕТ  необходимости.

 

На уровне муниципального района.

 

Под угрозу сокращения (закрытия) муниципальные библиотеки не попадают.

Центральная библиотека Назрановского  района является административным центром для 10 библиотек сельских поселений. В данном районе нет ни одной детской библиотеки. 

По нормативам, независимо от количества населения, должна быть общедоступная библиотека с детским отделением в административном центре.

 Необходимо открыть: 

- 1 детскую библиотеку при Центральной библиотеке Назрановского района, а также:

- 2 детские библиотеки дополнительно, т.к. детское население школьного возраста Назрановского района составляет 23 тысячи человек.

- 1 Детскую библиотеку при Центральной библиотеке  Джейрахского муниципального  района.

В проведении реорганизации библиотек НЕТ необходимости.

На уровне городского поселения. Под угрозу сокращения (закрытия) попадает 0 муниципальных библиотек.

С учетом новых нормативов в Сунженском районе должно функционировать 18 библиотек, фактически функционирует 10 библиотек.

Необходимо открыть дополнительно 8  библиотек: например, в городском поселении Сунжа с числом жителей 65 тысяч человек действует 1 общедоступная библиотека с детским отделением.Согласно нормативам в Сунже их должно быть 6 ед. Необходимо открыть дополнительно 5 библиотек;

В поселении Нестеровское с населением 24 тысяч человек функционирует одна библиотека, для выполнения норматива дополнительно  должна быть открыта  еще 1 библиотека;

В поселении Троицкое с населением 20 тысяч человек функционирует одна общедоступная и одна детская библиотеки. Необходимо открыть еще 2 библиотеки, одна из которых должна выполнять функции детской библиотеки.

Необходимо провести реорганизацию 0 библиотек.

На уровне сельского поселения. Под угрозу сокращения (закрытия) попадают следующие библиотеки:

Назрановский муниципальный район:

 - 1 сельская библиотека (Гейрбек-Юрт, с населением 240 человек).

Джейрахский муниципальный район:

- 4 сельские библиотеки (Гули с населением 231 человек, Ляжги с населением 275 человек, Бейни с населением 89 человек, Ольгети с населением 335 человек.

 Необходимо дополнительно открыть библиотеки:

 Назрановский муниципальный район:

 - 25 библиотек  (Плиево – 4, Барсуки – 3,  Али-юрт – 1, Гази-юрт – 1, Долаково – 1, Кантышево – 5, Сурхахи – 3, Экажево – 5, Яндаре – 2).

Малгобекский муниципальный район:

- 14 библиотек (СредниеАчалуки – 2, Верхние Ачалуки – 2, Инарки – 1, Зязиков-Юрт – 1, Нижние Ачалуки – 1, Новый Редант – 3, Пседах – 1, Сагопши – 3).

Необходимо провести реорганизацию 0 библиотек.

В целом по субъекту РФ: может быть закрыто 7 библиотек (14 % от общего количества общедоступных библиотек региона), из них 5 библиотек сельских поселений, 2 городского округа; из них детских нет.

Исходя из социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства РФ от 3 июля 1996 № 1063-р. (в ред. распоряжения Правительства РФ от 26 января 2017 № 95-р), в республике Ингушетия  нужно открыть 57 библиотек.

Из них:

- 2 районные детские библиотеки (РДБ –Назрановский, Джейрахский районы);

- 2 детские библиотеки-филиалы в сельских поселениях Назрановского района;

- 6 библиотек на уровне городского округа (2 из них детские);

- 8 библиотек на уровне городского поселения (г.п.Сунжа);

- 39 библиотек на уровне сельского поселения.

В проведении реорганизации общедоступных библиотек  Республики Ингушетия нет необходимости.

Комментарии и предложения:

На уровне субъекта РФ  необходимо предусмотреть:

Республиканскую юношескую библиотеку, Республиканскую детскую библиотеку, Республиканскую специализированную библиотеку слепых.

 И внести дополнения в социальные нормативы:

Республиканская юношеская библиотека– 1 сетевая единица;

Республиканская детская библиотека – 1 сетевая единица;

Республиканская специализированная библиотека слепых – 1 сетевая единица;

 

На уровне сельского поселения.

 

Согласно новым нормативам 4 библиотеки из 5 действующих в Джейрахском районе Республики Ингушетия должны будут закрыться. Закрытие библиотек произойдет в населенных пунктах с численностью до 500 (Джейрахский район)  и более  (г.о. Назрань) человек.

Применение некоторых пунктов данных нормативов положит начало к сокращению сети муниципальных библиотек, что негативно отразится на обеспеченности населения Республики Ингушетия библиотечными учреждениями и приведет к усилению информационного и культурного неравенства граждан республики.

        Считаем, что норматив обеспеченности  услугами библиотек сельских поселений должен составлять 1 стационарная библиотека (филиал) для жителей с населением  до 500 человек и более.

Необходимо учитывать пешеходную и транспортную доступность:

– к расчету применять шаговую и транспортную доступность 15 – 30 мин.

В 2015 году был принят федеральный закон (03.06.2015. № 151-ФЗ) «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О библиотечном деле», который требует учитывать общественное мнение при закрытии библиотеки. После официального вступления  закона в силу эта поправка действует и обязательна к исполнению.

На основании данного федерального закона, муниципальные библиотеки должны разработать пакет документов относительно проведения опроса населения в случае реорганизации или ликвидации сельской библиотеки. Данному направлению необходимо уделить серьезное внимание, учитывая, что основная часть муниципальных библиотек республики расположена в сельской местности.

Напомню, что в «старых» нормативах учитывалась целая система факторов:

 1) число жителей в административном центре сельского поселения (более 1 тыс. человек), в сельском населённом пункте (до 500 человек и более 500 человек);

2) удалённость сельского населённого пункта от административного центра (более 5 км);

3) особые природно-климатические, географические и иные условия разных регионов страны, учитывалась удалённость населённых пунктов сельских поселений от административного центра (до 3 км и более 3 км.) То есть ранее нормативы учитывали необходимость максимального приближения библиотек к месту проживания людей. В новых нормативах используется упрощенный (без учёта специфики регионов и страны в целом) подход к размещению стационарных библиотек. Предусмотрена одна общедоступная библиотека в административном центре сельского поселения без учета численности населения. В сельских населенных пунктах - только один сельский филиал общедоступной библиотеки из расчёта на 1000 человек, проживающих в одном или нескольких населенных пунктах (кроме административного центра).

Проведенный Научно-методическим отделом за последний отчетный год аналитический обзор деятельности муниципальных библиотечных учреждений показал, что уровень востребованности библиотечных услуг населением республики, мягко говоря, недостаточен. Так,  например: показатель посещаемости, характеризующий активность посещений библиотек, в 2016 году уменьшился на 7,4 тыс.ед. и составил  398,8 тыс.ед., тогда как в 2015 году он составлял 406,2 тыс.ед. Эти данные свидетельствуют о недостаточном внимании библиотечных учреждений к выполнению важного показателя, который входит в целевые показатели «дорожной карты».

В этой ситуации представители библиотек должны пересмотреть отношение к своей деятельности и стремиться к тому, чтобы вносить необходимое разнообразие в свою работу.

 Акцентировать внимание на  мероприятиях способствующих досугу населения, расширяющих круг читателей, повышающих имидж библиотек.

Библиотечные мероприятия необходимо проводить не только в стенах библиотек, но и в публичных местах: в парках, на центральных площадях, аллеях, скверах, что тоже будет способствовать привлечению населения к чтению,  и повлияет на рост основных контрольных показателей муниципальных библиотек.

Привлечению в библиотеки новых пользователей, повышению основных показателей способствует  и форма  внестационарного обслуживания населения.

Несмотря на то, что в республике не все населенные пункты располагают стационарными библиотеками, количество пунктов выдачи составляет 2 единицы, изменений в сторону увеличения данного показателя в течение нескольких лет не наблюдается.

Особая ответственность в данном направлении ложится на отделы внестационарного обслуживания со штатными сотрудниками, созданные при библиотечных системах. Такой отдел существует в Сунженской библиотечной системе.

Первоочередная  задача внестационарного обслуживания – обеспечение прав граждан на доступ к информации, доведение библиотечной услуги до каждого жителя района, города, села в соответствии с его потребностями и интересами.

Данная форма обслуживания регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», законами Российской Федерации и Республики Ингушетия «О библиотечном деле», иными нормативными правовыми актами, регламентирующими библиотечную деятельность.

Надеюсь, в текущем году ситуация  по данному направлению будет улучшена. Начиная с того, какая категория населения была охвачена библиотечным обслуживанием, с какими  предприятиями, организациями, учреждениями заключались договора на библиотечное обслуживание и заканчивая режимом и периодичностью работы пунктов обслуживания населения. Очень важно, чтобы эта деятельность осуществлялась там, где отсутствуют стационарные библиотеки. Особый акцент должен быть сделан на население республики, проживающее на отдаленных территориях, в малонаселенных и труднодоступных районах.

Отсутствие финансовых возможностей не позволяет вести внедрение компьютерных технологий в практику библиотечной работы. На сегодняшний день, только одна библиотечная система (ЦБС Малгобекского района) занимается процессом каталогизации, созданием собственных электронных ресурсов.

Очень важно вести своевременный учет виртуальной работы библиотек: Количество посещений сайтов, просмотров, количество размещенных тем, количество подписчиков, если как таковые есть и т.д.

Выводы: Положение дел по процессу внедрения автоматизированных технологий тормозится по ряду причин: недостаточная подготовка персонала к использованию современных компьютерных технологий, отсутствие технических специалистов и системных администраторов, способных поддерживать, оперативно и качественно обслуживать библиотечные автоматизированные системы, а также отсутствие финансовых средств на приобретение необходимого оборудования и программного обеспечения.

На сегодняшний день необходимо подключить к сети Интернет 17 библиотек, что составляет 35 % от их общего числа.  Проблемой остается низкая и некачественная скорость Интернета. Библиотеки муниципалитетов нуждаются в специальном оборудовании и программном обеспечении для осуществления оцифровки библиотечного фонда.

Научно-методическому отделу предстоит провести мониторинг на соответствие библиотек Республики Ингушетия требованиям «Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки».

Для раскрытия и продвижения ресурсов библиотек необходимо более эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии для удаленного пользователя.    

К большому сожалению, на сегодняшний день только 32 муниципальные библиотеки из 49 подключены к сети Интернет.

 

ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА КАК РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

 

Гандарова Эсет Табиевна,

директор МКУ «ЦБС Сунженского района».

 

Федеральные образовательные стандарты поставили перед социальными институтами детства, в том числе перед детскими библиотеками, новую задачу развития, цель которой –создание наиболее комфортной современной образовательной и досуговой среды для максимально полного развития детей и подростков, обеспечение и формирование познавательной деятельности учащихся, то есть деятельности, направленной на постижение окружающего мира, на открытие и освоение новых знаний.

Таким образом, сегодня детская библиотека динамично меняет форму, создавая различные варианты пространства, привлекательные для посещения, превращаясь в центр досуговой, культурной и учебной активности. Детская библиотека существенно перестраивает и свою деятельность, демонстрируя  детям и подросткам, педагогам и родителям свои возможности, желание стать надежным партнёром школы в реализации новых образовательных стандартов, основанных на принципе «Не заставить выучиться, а помочь развиться». Важнейшие составляющие этой деятельности — мотивирование ребёнка к познанию и творчеству через чтение, формирование информационно-коммуникативной компетентности.

Время и жизнь предъявляют высокие требования к библиотекам, диктуют необходимость обновления их деятельности, внедрения инновационных методик и технологий, ярких идей, интересных пользователям. Библиотеки Сунженской библиотечной системы не остаются в стороне от реалий сегодняшнего дня. Уделяя особое внимание воспитанию подрастающего поколения, мы стремимся расширить диапазон своих возможностей, обогатить палитру профессиональной деятельности.

При этом каждая библиотека ищет свои пути, определяет свою методику. Расширение содержательного и функционального диапазона деятельности Районной детской библиотеки МКУ «ЦБС Сунженского района»как информационно-культурного, образовательного и воспитательного учреждения осуществляется через соответствующее техническое оборудование, богатый книжный фонд, высококвалифицированный штат специалистов, достаточно комфортное пространство для развития личности (чтения, образования, самообразования, развивающих игр, творчества, общения и досуга). Она содействует развитию их творческого и интеллектуального потенциала, создаёт особое образовательное пространство, цель которого — мотивация ребёнка на самостоятельное и увлекательное добывание знаний.

Этому способствуют библиотечные мероприятия. Особо хочется остановиться на таком направлении работы, как формирование читательской активности младших школьников.Формы проведения мероприятий самые разные: громкие чтения с обсуждением, беседы, викторины, литературные композиции, конкурсы,театральные постановки, литературные праздники, флешмобы.

 

  • Районная  Детская библиотека провела литературныйфлешмоб «Осень золото роняет», под лозунгом «Делись вдохновением!». В мероприятии  приняли участие учащиеся близко расположенных от библиотеки школ и случайные посетители — дети, отдыхавшие на аттракционах. На площади прочитали стихотворения своих любимых авторов про осень около 10 юных чтецов.

Трудно найти поэта, который бы не воспевал осень в своих стихах, восхищаясь ею. На празднике были прочитаны стихи Сергея Есенина и Ольги Берггольц. Следом зазвучали стихи Ахматовой, Тютчева и Рубцова. А какой праздник без развлекательной программы!  Библиотекарь пригласила гостей поучаствовать в конкурсе и викторине. Участники вспомнили осенние приметы, пословицы. Ведущая проверила, много ли знают о ней гости праздника, например: Когда по народному календарю наступает осень? Как в древности ингуши называли октябрь? Появление паутины является признаком «бабьего лета» и др.

Конкурс назывался «Подскажи словечко». Библиотекарь читала загадки об осени в стихах, а участники хором подхватывали ответ.

Маленькие гости принимали активное участие в празднике, играли, шутили, смеялись, веселились. Все успешно справились с заданиями. Выяснилось, что они знают многое об осени. В каждом из этих конкурсов они показали свои разносторонние знания, навыки.

В конце мероприятия наши участники были награждены билетами на аттракционы, которыми они тут же воспользовались.

Таким образом, флэшмоб для детей  стал не просто развлечением, а маленьким праздником! И для того, чтобы этот праздник удался, от библиотекарей, в общем-то, и не требовалось приложения каких-либо сверхусилий и безумно большого количества времени.

Предшествовала литературномуфлэшмобу оформленная в стенах библиотеки, а затем переместившаяся на площадь  книжная выставка «Осень золото роняет»,  библиографический  обзор «Осенние дары:фрукты и овощи», беседы-диалоги, которые дети также воспринимают лучше, чем простые рекомендации книг. Приучая детей к правильному чтению, к стихам ненавязчивыми способами, можно избежать развития у них нежелания читать – столь распространенной сегодня проблемы среди детей и подростков.

Чтобы сохранить каждого ребёнка как человека говорящего (другим людям), слушающего (других людей), действующего (вместе с другими людьми) библиотекари дают им возможность свободно двигаться, договариваться, предполагать, творить и по-своему понимать. При этом малыши могут самозабвенно играть и радоваться…

·Неделя детской книги прошла в Районной детской библиотеке:

  • Встреча с молодым писателем Илезом Матиевым открыла Неделю детской книги в Районной детской библиотеке.

Чтобы привлечь внимание детей к поэзии как к источнику ответов на многие вопросы человечества, как к искусству, полностью открытому людям, 21 марта во Всемирный день поэзии в Центральной библиотеке прошла литературная встреча «Поэзия – музыка души».

Участники мероприятия – школьники имели возможность почерпнуть пользу для себя из прозвучавших в стенах библиотеки поэтических строк на самые актуальные

180
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Публичный центр правовой информации НБ РИ в рамках плана по повышению
18 октября в рамках продолжающегося библиотечного проекта «Книга
КНИЖНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ "ИНГУШЕТИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕННОСТЬ"